«Среди людей и для людей»: как проходят трудовые будни продавцов
Нашу жизнь сложно представить без торговой сферы. Каждый день мы ходим в небольшие магазинчики у дома, чтобы купить хлеб и выпечку, бакалею и молочную продукцию. В большие супермаркеты идем за крупами, бытовой химией, товарами для животных. На рынке покупаем домашнюю молочку, мясо и рыбу. И везде нас встречают работники сферы торговли, которые 23 июля отметили свой профессиональный праздник.
У многих из нас есть свои любимые продавцы, к которым мы стараемся ходить регулярно. Они и товар лучшего качества посоветуют, и рецептом вкусного блюда обязательно поделятся.
По мнению многих жителей Молодогвардейска, продавцом с большой буквы смело можно назвать обаятельную Ольгу, которая трудится в небольшом овощном магазинчике на рынке. Под ее чутким руководством мы решили узнать изнутри, каково это, работать в торговле.
Утро начинается с улыбки
Девять утра. Несмотря на ранний час, Ольга трудится, не покладая рук. Всем без исключения улыбается и желает хорошего дня. Возле прилавка уже стоит небольшая очередь. Люди выбирают фрукты и овощи. Почти все рассказывают о своих планах на день, расплачиваются и со своей покупкой уходят.
Чтобы товар всегда был в наличии на прилавке, его регулярно выносит в торговый зал сильный грузчик Игорь. Он ловко управляется с сетками с картофелем, несмотря на их немалый вес.
Я тоже решила помочь и попробовала поправить арбузы на витрине, но у меня ничего не вышло. Мало того, что ягоды большие, так они еще и очень тяжелые. Едва я потянулась к огромному арбузу, меня предостерегли: «Ты что? А если на ноги себе уронишь? Будет больно».
Не стала я экспериментировать и с картофелем. Он тоже был тяжелым, в больших мешках или ящиках. Зато с перцем управилась запросто – хороший откладывала на витрину, немного помятый складывала в ящик с уценкой.
Главное – встречать покупателя с улыбкой
Когда заходили покупатели и интересовались ценой, первое, что я делала – улыбалась и только потом отвечала на все вопросы.
По словам Ольги, в магазин приходят самые разные люди. Кто-то с самого утра не в духе. Такого человека видно сразу. Он хмурый, не идет на контакт. От него так и веет негативом. Но даже в такой ситуации нужно оставаться вежливым и внимательным. Лучше всего спокойно обслужить, пожелать хорошего дня и поблагодарить за покупку.
– Вообще, улыбаться нужно всем, ведь улыбка спасает в любой ситуации, – добавила Ольга.
С базы – в продуктовую корзину
Прежде чем товар попадает в магазин, за ним едут на базу. Уже на месте его сортируют и раскладывают по ящикам. Для удобства покупателей они расставлены в несколько рядов.
Самые нежные фрукты лежат за стеклянной витриной. Если они будут в общем доступе, их быстро помнут.
Очень меня привлекли ароматные груши и ярко-алые помидоры черри. Они были такими красивыми, что так и просились в пакет.
Пока я рассматривала товар, в магазин зашел мужчина, выбрал овощи. Я их взвесила, назвала сумму. Получив сдачу, он забрал свои пакеты и ушел, довольный покупками.
В торговле принято первыми заработанными деньгами проводить над товаром, чтобы продажи были хорошими. Еще среди продавцов бытует суеверие, что, если первым покупателем будет мужчина, то рабочий день будет удачным во всем.
Все лучшее – детям
В магазин зашла покупательница с ребенком. Девочка капризничала. Было видно, что ребенок устал и хотел домой. Мамочка была на взводе и собиралась повысить голос, чтобы успокоить дочь. Дело спасла Оля. Она похвалила наряд девочки и попросила ее поставить ценник на помидоры. Девчонка сразу успокоилась, улыбнулась и поспешила помочь.
Пока ребенок был занят, ее мама выбрала овощи, я их взвесила и рассчитала. Чтобы отблагодарить девочку за помощь, Оля угостила ее ягодами.
В роли продавца – журналист «КВ»
– Это мне? Просто так? – удивленно переспросила девочка и, приняв гостинец, довольная вышла из магазина вслед за мамой.
Как я заметила, покупатели с детьми – здесь частые гости. Все они заходят и обязательно что-то спрашивают у продавца. Она старается никого не оставить без внимания, находит приятные слова.
– Самая большая похвала для меня – когда за покупками приходят дети, – говорит Ольга. – Отпуская их сюда, родители полностью доверяют мне в выборе товара. Они спокойны, что детям не положат плохой товар и не возьмут лишние деньги.
В торговле всякое бывает
После девяти часов утра людей стало больше. Многих Ольга узнавала с порога и точно знала, за каким товаром пришли покупатели.
За годы работы тут были всякие ситуации. Как-то пришла хрупкая на вид женщина. Попросила сетку картошки. Ей все взвесили. На вопрос, кто будет забирать, женщина перехватила сетку на плечо и вышла из магазина. А чего, 40 килограммов всего-навсего.
Еще один покупатель заказал 300 кг картофеля. Причем дело было не в зиму, когда все запасают урожай впрок. На резонный вопрос, куда столько, человек ответил, что на всякий случай. Пусть будет про запас.
Конечно, бывает всякое. Периодически случается воровство. Но это, скорее, исключение, чем правило.
Особенно много покупателей в выходные дни. Вообще, у работников торговли редко получается выкроить для себя день для отдыха. Им всегда нужно быть в строю, чтобы на наших столах было разнообразие и изобилие.
Самый тяжелый момент в этой работе – многочасовые смены на ногах, редкие минуты отдыха на обед и постоянное общение с людьми разного возраста, характера, привычек. Сложно сохранять самообладание, когда впереди десяток человек в очереди. Все спешат домой, и всем нужно сделать покупки как можно скорее. Некоторые начинают ругаться. Но Ольга умудряется все делать очень быстро, и любой возникающий конфликт гасит на корню.
И если вы готовы к такому активному режиму, эта сфера – для вас.
Ирина Светличная
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».