Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Призвание – быть нужным людям: о буднях социальных работников Свердловска

Свердловск
08.06.2022  12:26
5

В современном обществе бывает так, что люди полностью остаются одни со своими бытовыми, духовными, физическими проблемами. На помощь в таких ситуациях зачастую приходят соседи и социальные работники. Труд последних незаметен, но каким образом он влияет на них самих и людей, которым они оказывают помощь? Мы решили выяснить в Свердловском комплексном центре социального обслуживания населения, чем занимаются их сотрудники, и почему они выбрали именно этот путь в жизни.

Яна Леонидовна Киященко, директор Свердловского комплексного центра социального обслуживания населения (предоставления социальных услуг):

– В августе будет 3 года как я работаю на этой должности. Коллектив у нас  насчитывает 62 человека, из них 59 сотрудников по штату. В основном составе работают женщины, а из мужчин это слесарь, водитель и обувщик. Мы оказываем социальную помощь всем гражданам, которые находятся в непростой жизненной ситуации, пожилым и инвалидам. Зачастую с такими людьми очень непросто установить общий язык. Как показывает практика, в этой профессии нет посторонних людей, ведь в первую очередь наши сотрудники – это хорошие психологи, они коммуникабельные, вежливые, умело находят подход к нашим бабушкам и дедушкам. Они приходят не только с целью предоставления бытовых и социальных услуг, но и для оказания духовной поддержки: выслушать, почитать газеты и книги. Мы стараемся оказывать максимально возможную помощь всем нашим подопечным, решать проблемы в кратчайшие сроки.

На сегодняшний день у нас состоит на учете 1490 человек, из которых 1247 полностью охвачены всеми видами социальных услуг. В центре работает 3 отделения:

Дружный коллектив комплексного центра

Отделение социально­-бытовой адаптации самое многочисленное, на учете здесь состоит 986 человек. В нем проводится большое количество мероприятий для отдыха и досуга, в том числе экскурсии в музей и поездки в театры города Луганска. Организованы кружки по рукоделию, 21 подопечный поет в хоре, которым руководит наш организатор культурно­-досуговой деятельности. Некоторые учатся играть на баяне. В основном они выступают на мероприятиях, которые проходят в нашем центре, но до пандемии ездили с концертами еще и в школы.

В этом отделении у нас функционирует Университет третьего возраста, где наши пенсионеры занимаются по разнообразным программам. Например, для поддержания физической активности наших подопечных проводятся занятия по лечебной физкультуре и танцам, а для развития кругозора – лекции об известных, выдающихся людях, артистах, жизненный путь которых интересует наших слушателей. Иногда для проведения занятий приглашаем волонтеров. Последний раз была женщина, которая рассказывала об астрологии и особенностях знаков зодиаков, им было очень интересно. Также при содействии волонтеров стараемся развивать компьютерную и интернет-­грамотность у наших подопечных.

В этом отделении также осуществляется услуга проката технических средств реабилитации. По медицинским показаниям свердловчане могут взять во временное пользование имеющиеся у нас в наличии инвалидные коляски, ходунки трости или костыли. Эта услуга бесплатная, и сейчас ею пользуются 92 человека. Она очень востребована у наших подопечных.

Отделение организации предоставления социально­-экономических услуг. Здесь можно воспользоваться услугами прачки, парикмахера, швеи, обувщика, слесаря и строителя. Популярным у подопечных является банк одежды, где можно безвозмездно взять в пользование бывшие в употреблении одежду и обувь. В преддверии праздников работники отделения обращаются к нашим спонсорам, меценатам с просьбой оказать помощь нуждающимся.

Курсы по рукоделию

В прошлом году при этом отделении была создана специальная мультидисциплинарная команда, в состав которой входят строитель, швея, парикмахер, слесарь и социальные работники. Она оказывает социальную помощь тем, кто проживает в отдаленных районах, поселках и селах. Для подопечных это очень удобно, когда приехавшие специалисты сразу оказывают комплекс необходимых услуг. За 5 месяцев у нас было 5 выездов, обслужено 40 подопечных центра. Если есть потребность, можем выезжать и чаще, все зависит от заявок.

Мы также помогаем в получении различных социально-­материальных выплат, подготавливая для этого весь необходимый пакет документов.

Отделение социальной помощи на дому обслуживает в основном одиноких граждан, которые наиболее нуждаются в нашей поддержке. В нем трудятся 40 социальных рабочих, которые предоставляют услуги и оказывают помощь непосредственно на дому 342 подопечным. Они доставляют им продукты, покупают медикаменты, готовят пищу, помогают в соблюдении личной гигиены, с оплатой коммунальных счетов, и по сути являются связующим звеном между нашими подопечными и окружающим миром. Несмотря на то, что рабочее время у нас четко определено с утра до вечера, наши сотрудники работают круглосуточно, ведь по факту они являются для подопечных самыми близкими людьми. Пенсионеры могут звонить как днем, так и ночью, и мы всегда для них доступны. Каждый месяц я проверяю работу своих подчиненных, посещаю участки, общаюсь с пенсионерами, и все говорят одно и то же: «Если бы не ваши девочки, как бы мы выживали? Без их помощи даже не можем встать с кровати, не говоря о других вещах».

С теми, у кого позволяет здоровье, иногда выходим  в парк, для проведения различных мероприятий, прогулок. Периодически проводим познавательные экскурсии с представителями краеведческого музея. У нас запланирован ряд социальных программ, предусмотрено и есть определенное финансирование, регулярно улучшается материаль-но­техническая база нашего центра.

Пообщавшись с директором центра, я решил выяснить, каково это – быть социальным работником. Я познакомился с людьми, которые не просто посвятили этому свою жизнь, – они этим живут.

Ирина Григорьевна Чепурная:

–  Я работаю социальным рабочим с 1990 года. То, что я делаю, мне очень нравится. В октябре будет 32 года как начала трудиться в центре, хотя сама бывший бухгалтер. В поселке все знают, где и кем работаю, кто­то уже состоит на учете, кто­-то планирует стать в дальнейшем и стоит в очереди. В этом году окончательно приняли и утвердили закон об оказании платных услуг, теперь он уже активно действует. Конечно, это очень хорошо, так как теперь я могу брать под опеку тех, кому раньше не могла помочь.

Татьяна Николаевна Изюмова:

– Я работаю социальным работником с 1995 года. Жизнь сложилась таким образом, что переехала жить в поселок, и знакомая предложила мне эту работу. За все время бывало всякое. Например, в день по 6­7 адресов нужно обойти, а в коллективе людей катастрофически не хватает, это не говоря уже о том, как приходилось просить и обращаться в магазины за продуктами в непростое время войны. Моим бабулям почти всем за 80, двоим уже за 90. Ты приходишь к ним, а они говорят тебе: «Подожди ты, не делай ничего, садись и давай поговорим, расскажи что­-нибудь». Больше всего им необходимо просто общение. Когда подходишь к дому, первая мысль – это: «Ничего не произошло за время моего отсутствия?»… Тут она встречает тебя, улыбается, радуется, думаешь про себя: «Слава Богу!». Перекрестился и проходишь в дом. За 27 лет я опекала огромное количество людей, честно говоря, всех уже не помню. Сейчас в день нужно обойти не меньше 5 адресов, и это не считая всех других необходимых инстанций и организаций. Конфликты возникают тогда, когда человеку не хватает общения. Ему необходимо выплеснуть свои эмоции, а потом он сам уже и прощения попросит, и обращается совсем по­-другому. В начале своей карьеры думала, что не выдержу. Потом втянулась. Была у меня одна бабуля: одного сына похоронила, а другой был в Перми, когда вернулся, я оказалась ненужной. Так было больно, обидно до слез. Вышла от нее, расплакалась, а потом сын опять уехал, а она тут же ко мне, зовет меня снова, но я уже ничем не могла помочь. В конечном итоге ее забрали просто в церковь.

Рита Ивановна Агуреева:

– У меня есть женщина­-инвалид, для которой отдушина  – это песня. Я прихожу к ней, занимаюсь бытовыми  делами, она мне говорит: «Запевай!». Утверждает, что головную боль песня как рукой снимает. Я пришла сюда в 1992 году, нигде нельзя было устроиться, а тут знакомые помогли. Работа понравилась с самого начала, хотя встречаются и такие люди, что идешь и «Отче наш» читаешь. Заходишь, а в тебя яблоки летят, это если еще настроение у нее такое, а могут и не только яблоки (смеется). У меня есть женщина, заслуженный учитель, так вот она сама доброта, Божий одуванчик, по-­другому не скажешь.

Анна Петровна Кучерук:

–  Я пришла сюда в 1995 году, в конце мая было как раз 27 лет. Попала случайно – знакомая посоветовала. За все время я ни разу не почувствовала, что работа мне не нравится или не подходит. Острые углы и конфликты я всегда стараюсь сглаживать. Здесь даже нужно быть артисткой, комедиантом (смеется). Сейчас в день у меня выходит по 5 человек, всем уже за 80. Стараемся каждому угодить, не обидеть. У меня один дедушка, 86 лет, очень верующий: пока готовлю ему кушать, он целый час читает молитвы. Говорю ему, мол, кушать садитесь, а он: «Сначала нужно дочитать молитвы». Потом уже садится, покушает, а я успеваю и посуду ему вымыть. Говорит мне, что я ему уже как родная дочь.

Елена Васильевна Рытикова:

– Я здесь работаю с 2002 года, с апреля месяца. Изначально меня сюда направил центр занятости, потом я выучилась в университете, получила необходимую специальность. Поняла, что работа с людьми – это действительно мое. О смене профессии никогда не задумывалась.

Мне удалось побывать в гостях бабушек, которые уже очень давно пользуются услугами социальных работников. Они рассказали мне о людях, которые стали для них родными.

Светлана Александровна:

– Я пользуюсь услугами центра уже 18 лет. В 2003 году умер мой сын, и в 2004 меня взяли на учет. Из родственников больше нет никого, я осталась одна. Эта служба действительно крайне необходима. Например, ту же уборку я сделать не могу, даже коммуналку оплатить. Соцработники в этом очень выручают. Конфликтов за 18 лет не было ни разу.  Если Аня, например, в отпуске, я звоню в контору, обращаюсь с просьбой, и они без проблем присылают другого человека. Единственный минус, который существует на данный момент в этой организации  – мало времени рассчитано на людей, всего 1,5 часа. Хотелось бы каким-­то образом увеличить длительность сеанса. Внимание мне уделяют всегда, даже в свое нерабочее время. У меня сломана шейка бедра, и образ жизни в основном лежачий, хотя понемногу стараюсь двигаться. Желание есть огромное, а вот возможности нет.

Тамара Федоровна:

– Я никогда не думала, что мне когда­-то понадобится помощь социального рабочего. Честно. В нашем городе я первая начала заниматься скандинавской ходьбой, сейчас таких людей много. Также я проводила зарядку с людьми, практиковала обливание холодной водой. Для меня все новое, особенно спорт, очень интересно. Я 20 лет работала в горкоме партии, потом 13 лет была помощником депутата, привыкла к свободе и независимости.

В разговоре с Тамарой Федоровной, вдобавок ко всему, выяснилось, что она является подругой и коллегой моей 90­летней бабушки. Тамара Федоровна посоветовала всем, кто уже не в состоянии ухаживать за собой, обратиться за помощью в центр социального обслуживания населения.

Константин Виценовский

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».