Когда на счету каждая минута: как организована работа фельдшеров из Краснодона
Бывает, что сердце работает не как пламенный мотор, или давление превышает все возможные показатели. В такой ситуации мы спешим к телефону и набираем номер 103. Днем и ночью сотрудники «скорой помощи» готовы отправиться на вызов и оказать неотложную помощь. Чтобы увидеть, как трудятся работники этой службы, мы отправились на подстанцию скорой помощи в Краснодоне.
На улице Первоконной возле входа в здание стоят автомобили «скорой помощи». В перерывах между вызовами фельдшеры и водители пытаются отдохнуть. Но чаще всего звонки поступают один за другим. Бывает, что даже заполнить все карточки удается с трудом – что поделаешь, рабочий процесс практически непрерывен.
Но суеты нет. Мы легко могли в этом убедиться. Здесь каждый занимается своим делом. Водители в очередной раз проверяют автомобили. Девчата в форменной одежде сосредоточены. Разбуди их среди ночи – они с легкостью опишут, в каком отделе чемодана лежат лекарства и какую первую помощь нужно оказать при травме.
Диспетчеры принимают звонки и определяют, какая бригада куда поедет. Кстати, у них очень сложная работа: ведь надо за несколько секунд, прямо во время разговора с больным или его родным, нужно определить, в каком состоянии находится больной и какой врач ему нужен.
Все – профессионалы своего дела
Нас встретил главный врач филиала Краснодонской станции скорой медицинской помощи Игорь Пронин. Он рассказал, что организация была самостоятельной единицей в системе здравоохранения с первого января 1966 года. С 2015 года «скорая помощь» является подразделением Луганского республиканского центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф.
Территория обслуживания подстанции – Краснодон и Краснодонский район. Бригады выезжают и в отдаленные поселки – Батыр, Поповку, Краснодарку, Новокиевку, Вишневый Дол, Дубовку, Королевку и другие. Краснодонская «скорая помощь» обслуживает территорию, где проживает более 122 тысяч человек. В филиал краснодонской станции «скорой помощи» входит три подстанции в Краснодоне, Суходольске, Молодогвардейске и бригада постоянного базирования в поселке Новосветловка.
За последнее время автопарк неотложек значительно обновился. Появился современный транспорт, оборудованный всем необходимым для оказания экстренной помощи.
Фельдшер Людмила Бондарец перед выездом на вызов
В одну из таких машин марки «Peugeot» мы решили заглянуть. Салон похож на медицинский кабинет. Удобные носилки, множество специальных шин для фиксации переломов, закрепленное оборудование в нишах по стенам, комфортные сиденья для медперсонала. Даже небольшая раковина имеется.
– Сейчас жителей города и района обслуживает 10 бригад. Конечно, как и во всех медицинских учреждениях, на «скорой помощи» не хватает сотрудников. Те, кто трудятся здесь, работают за двоих. Я даже не знаю, кого можно выделить, все достойные люди и профессионалы своего дела. К нам на работу приходят выпускники Свердловского медучилища, и пополнение радует, – добавил Игорь Васильевич.
Главный врач поблагодарил всех сотрудников за их труд и пожелал мирного неба и достойной оплаты труда.
По заслугам и награда
После осмотра автопарка мы зашли в само здание. Больше всего меня поразил кабинет, где в определенном порядке сложены чемоданы для выезда бригад. Каждый из них весит пять-семь килограммов. Есть сумка с кислородными баллонами.
– Когда начиналась эпидемия коронавируса, мы даже не успевали доставать ее из салона, потому что вызовы с подозрением на пневмонию поступали один за другим, – рассказали фельдшеры.
Мне показали и «желтый чемоданчик», который фельдшер берет на вызов. Он тоже весит несколько килограммов. Внутри в строгом порядке сложены ампулы,
блистеры с таблетками, шприцы и все остальное, что может понадобиться для оказания помощи.
По словам медиков, за годы работы они выучили порядок расположения лекарств и достают препарат практически на автомате.
Фельдшер выездной бригады Любовь Кострова недавно была награждена медалью «За верность долгу». Ее общий стаж работы в медицине – 41 год, из них 39 – работа на «скорой помощи». Свой выбор профессии женщина объяснила просто. Она была болезненным ребенком и решила, что будет лечить людей, когда вырастет. После школы Люба поступила в Лебединское медучилище им. профессора Ситенко. Учеба давалась ей легко. В этом огромная заслуга всего коллектива педагогов. Особенно благодарна будущий врач Юрию Алексеевичу Зинченко и куратору Анне Григорьевне Долгопол. Именно благодаря им студенты получали качественные знания и с легкостью разбирались в сложных терминах и понятиях. После окончания училища Любовь Кострова работала заведующей ФАПом. Потом по семейным обстоятельствам вместе с мужем они поехали в Краснодон. Здесь ее встретили очень хорошо. Она сразу влилась в коллектив. За годы работы были самые разные вызовы. К примеру, десятые роды в многодетной семье в Деревечке. Или восьмые роды в поселке Краснодон.
Любовь Кострова (справа) с ученицей Еленой Вишневской
– Раньше вызовы на роды приходили очень часто. И в машине мы роды принимали, и на дому. Для этой цели у нас есть специальный набор «Пакет для родов». Сейчас женщины стали более дисциплинированными. Почти все посещают женскую консультацию, становятся на учет и рожать отправляются в роддом, – продолжила женщина.
По словам медработника, каждый вызов для фельдшера уникальный и не похож один на другой. К примеру, бригада может выехать к больному с высокой температурой, а ее срочно перенаправят на ДТП. За одну минуту нужно перестроиться и знать, как себя вести. Во время поездки на вызов бригада всегда находится на связи с диспетчером. Он может подсказать, где идут дорожные работы, где проезд закрыт и другие важные вопросы.
Многие жители ругаются на диспетчера, когда она пытается выяснить точные ориентиры для проезда, спрашивает не только номер дома и квартиры, но и номер подъезда, и код домофона. Это делается для того, чтобы бригада доехала до места. Иногда в многоэтажках не работает лифт. Фельдшер вынужден бежать наверх, неся на себе все оборудование. Это нелегко, особенно, если идти нужно на девятый этаж. При выездах в частный сектор есть риск, что автомобиль застрянет, или бригада встретится с бродячими собаками. Иногда животные нападают и кусают фельдшеров. От этого никто не застрахован.
Рассказывая про особенности своей работы, Любовь Кострова не спешила говорить о своих наградах. Оказалось, кроме медали, у нее есть статуэтка «Гордость Краснодона», а также бесчисленные грамоты и благодарности за добросовестный труд.
Любовь Кострова рассказала о своей первой и любимой ученице – Елене Вишневской. Отрадно, что в семье Любови есть продолжатель медицинской династии. Это сын Александр. Он работает врачом в ВГСЧ. Мужчина сам выбрал такую профессию и ни минуты об этом не жалеет.
«Дети – мои любимые пациенты»
Обаятельная Людмила Бондарец работает на «скорой» фельдшером с 1985 года. Ее любимая категория пациентов – дети:
– Больше всего люблю малышей двух-трех лет. В этом возрасте они такие непосредственные. Некоторые легко идут на контакт. Дают себя осмотреть, послушать. И даже в конце спешат подарить свою любимую игрушку. А есть такие малыши, которые боятся нас, плачут, кричат. Приходится приложить все свое мастерство, чтобы помочь ребенку. Очень часто бывает, что ребята глотают инородные предметы: пуговицы, кольца, костяшки от счетов. Хорошо, если предмет без проблем попадает в желудок. Тогда нужно ждать, когда он выйдет естественным путем. Опасно, если предмет застревает в дыхательных путях. В такой ситуации медлить нельзя. Ведь на счету – каждая минута, – рассказала Людмила Бондарец.
По ее словам, сейчас участники дорожного движения уступают дорогу автомобилям скорой помощи. Особенно, если включена сирена. Часто водители приходят на помощь, когда бывают сложные случаи, и одного автомобиля не хватает. К примеру, был случай в одном из поселков. Вызов поступил от пожилого мужчины. У него возникли проблемы с желудком. Когда его грузили на носилки, в маленькой комнате было тесно. Родственница пациента поспешила открыть двери и, упав, сломала ногу. Пришлось звонить диспетчеру и вызывать еще одну машину. Но свободного транспорта не было. Хорошо, что местные жители вошли в положение и на своей машине повезли женщину в больницу.
Людмила Владимировна рассказала, что с началом дачного сезона обычно увеличивается число вызовов к дачникам. Находясь на природе, пожилые люди любят побаловать себя жареными блюдами. Для их желудков это сложная еда. В результате такого отдыха нередки случаи панкреатитов. Также весной и летом часто звонят изза укусов клещей. Если человек не может сам удалить насекомое, медики помогут. Лучше всего сразу обращаться за медпомощью в случае укусов собаками и особенно змеями. Особенно, если пострадавший – ребенок или человек с аллергическими реакциями. Сотрудники скорой помощи всегда готовы оказать помощь любому. Но пусть таких ситуаций возникает как можно меньше.
Ирина Светличная
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».