Коронавирус в Свердловске: как восстановиться после тяжелой болезни
В рамках резких перемен в общественной жизни, про ковид, которого люди до недавнего времени боялись, как огня, все немного позабыли. Однако, хотя вирус и ослабил свое влияние, так как мутировал он уже пятым штаммом, покидать так просто человечество, похоже, он не спешит. При этом в лечении инфекции COVID -19 уже наработан серьезный опыт. Чтобы сделать первые выводы проведённой борьбы, мы обратились к врачу-терапевту ЦГМБ №1 Нине Васецкой.
– Нина Юрьевна, какие хронические заболевания после перенесённой коронавирусной инфекции обостряются в первую очередь?
– Последствия постковидного синдрома зависят от того, насколько тяжело человек перенес сам коронавирус. В зоне риска находятся люди с хроническими болезнями – в первую очередь легочными и сахарным диабетом, аутоиммунными заболеваниями. В любом случае, если болезнь протекала в тяжелой форме, наверняка в организме происходят серьезные изменения, и на реабилитацию обязательно нужно время. После выписки из стационара многие больные жалуются на слабость и одышку. У некоторых наблюдаются хрипы в легких, сбой в работе терморегуляции: периодически повышается температура до 37,2°. Бывает и такое, что человек приходит на прием в состоянии растерянности: «У меня температура тридцать восемь!».
Нередко после болезни развивается кислородное голодание, и на этом фоне происходит нарушение мозгового кровообращения. Может возникнуть депрессивное состояние, и даже наблюдаться панические атаки. Но чаще на состояние все-таки влияет психологический настрой: человек помнит свое состояние, и боится его повторения, поэтому чутко реагирует даже на небольшой дискомфорт в организме, с опаской глядя на чихнувшего рядом.
После перенесенной инфекции некоторые больные нуждаются в полноценной диагностике. Потому что, к сожалению, много осложнений вызывает и само лечение (но по-другому нельзя, из двух зол приходится выбирать меньшее). При назначении антибиотиков часто страдает желудочно-кишечный тракт: возникают гастриты, язвы, колиты. После приема дексаметазона может даже подняться уровень сахара в крови, но с отменой препарата чаще всего уровень стабилизируется. Бывает, что именно при ковиде сахарный диабет выявляется впервые, то есть человек не знал, что он болен. Возникают проблемы сосудистого характера. Зачастую у больных, которые перенесли коронавирус в тяжелой форме, наблюдается обильное выпадение волос. Но в таком случае не стоит отчаиваться, и бояться облысения. Это просто защитная реакция, ведь на борьбу с болезнью организм бросает все свои силы. Так что для питания волос мало что остается. Со временем волосяные луковицы восстановятся, и ваша шевелюра станет гуще. А через месяц-другой и состояние улучшится: поднимается сатурация, дыхание становится более мягким.
– При ковиде часто люди сами назначают себе препараты для разжижения крови. Насколько это правильно?
– При любом заболевании заниматься самолечением я категорически не рекомендую, а уж тем более при ковиде. Так можно допиться кроверазжижающих до гастрита или того хуже – язвы желудка. Чтобы понимать состояние пациента, мы назначаем анализы, в которые нередко входит и контроль свертываемости крови. Лечение назначается исходя из конкретной ситуации: обследование показывает, что нужно больному – сильнодействующее средство, или щадящих препаратов вполне достаточно. Ну, а тем, кто принимает такие лекарства на постоянной основе, нередко достаточно на время болезни откорректировать дозировку. Бывает, приходит человек на прием, и сообщает: «А я уже антибиотиков наелся!». Бесконтрольное применение препаратов антибактериальной группы тоже чревато серьезными последствиями. Кстати, если сравнивать, как протекает ковид у тех, кто лечился противовирусными препаратами и антибиотиками, у первых болезнь протекает значительно легче.
– Какие штаммы серьезно «прошлись» по нашему городу?
– Первые ковидные больные появились в 2020-м, так что все предыдущие штаммы нас не обошли, но самый агрессивный, наверное – «дельта». Стоит отметить, что несмотря на меньший инкубационный период у «омикрона», люди переносят его значительно легче, и скорее выздоравливают. К сожалению, от повторного заражения не застрахован никто. Ведь после вакцинации иммунитет вырабатывается на полгода, а после болезни – на полтора-два месяца. Соответственно, есть люди, которые переболели по второму разу. Но если «дельту» больной перенес с пневмонией, то «омикрон» – уже как ОРЗ. Кстати, как показывает практика, привитые люди все-таки заболевают крайне редко, и переносят болезнь в более легкой форме.
Пока у нас наблюдается затишье, но из последних месяцев самым напряженным в плане коронавируса был февраль. Больных с признаками простуды было больше обычного, появились толпы под кабинетом. Пневмонией заболевали немногие – в основном люди пенсионного возраста, но даже у них не было тяжелых одышек, интоксикационных синдромов.
– Почему бывает так, что у одних членов семьи выявляется заболевание, а у других – нет, хотя у них быт общий?
– Чаще всего люди в семье заболевают не одновременно, то есть заражение идет по цепочке. Пока одни болеют, другие или еще не заразились, или уже выздоровели. Однако бывает и такое, что несмотря на лечение и улучшение состояния пациента, повторный тест – положительный. У всех организмы разные, поэтому и подход к каждому индивидуальный.
Провериться можно в кабинете № 115. Если человек пришел на прием в тяжелом состоянии, и нуждается в экстренной госпитализации, мы и сами можем провести тестирование.
Однако в поликлинике мы берем «быстрые» тесты, которые можно воспринимать как скрининговые. Если сказать проще – это сортировка: куда госпитализировать больного, в инфекционное отделение или в обычное. То есть, может быть какая-то погрешность. А вот тем, кто находится в больнице, уже берется развернутый ПЦР-тест, который отправляем в Луганск. Он очень чувствительный, так что показывает точно.
– Есть мнение, что люди, болеющие бессимптомно, не заразны. Так ли это?
– К сожалению, нет. Иногда человека вообще ничто не беспокоит, и он делает тест только потому, что в семье кто-то заболел, но чаще всего оказывается, что он тоже болен.
Это относится и к привитым гражданам, которым первое время лучше побыть дома. Вот в моей практике известен случай, когда после прививки у человека поднялась высокая температура, и держалась три дня. Пришлось оформлять ему больничный лист. Когда идет реакция организма на прививку, и человек пришел в таком состоянии на работу – он ставит под угрозу здоровье своих коллег.
Нередко при большом наплыве больных, мы вынуждены размещать их в стационаре с выздоравливающими. В этом случае заражение теоретически не исключается, но благодаря своевременной терапии, оно все равно протекать будет не тяжело. Но после перенесенной болезни все-таки лучше поберечься, ведь организм потратил много сил, и с месяц лучше не контактировать с людьми. Если вы работаете, договоритесь с начальником, и возьмите отпуск, чтобы восстановиться.
Однако слово «беречься» люди нередко воспринимают неправильно, и вообще не выходят на свежий воздух. Если вы опасаетесь контактов, можете ни с кем не общаться, или просто надеть маску. Прогулки и умеренные физические нагрузки полезны, потому что нужно возвращаться в свой привычный режим. Некоторые больные жалуются: «Я же никуда не выходил!». Но инфекция может «прийти» к вам и на ручках пакетов с продуктами, и даже на коробках с лекарствами. Так что заразиться можно даже дома.
– Чем лучше питаться после болезни?
– Если вам назначали антибиотики – нужно обязательно восстановить микрофлору кишечника. В этом случае хорошо употреблять кисломолочные продукты. И обязательно исключить сладкое. Сахар может часто провоцировать воспалительные реакции, или усугубляет их течение. Даже здоровым людям я порекомендую исключить из своего рациона конфеты (если только человек не делает их сам), и заменить их медом, сухофруктами.
Желательно пощадить желудочно-кишечный тракт, не есть ничего жирного и жареного, свинину заменить курятиной, крольчатиной или рыбой, и больше налегать на овощи и фрукты. Молоко нередко провоцируют вздутие, но если оно у вас не вызывают дискомфорта, то можно употреблять. Если есть не хочется – насиловать себя не нужно. Скорее всего, аппетит вернется после стакана воды или прогулки на свежем воздухе.
– Вы сами болели ковидом?
– Пожалуй, нет ни одного медработника, который не перенес эту инфекцию. Думаю, что я была одной из первых, когда об инфекции не было известно ничего. Я болела тяжело, и на себе прочувствовала, что такое температура 38,6°, которая держится 5 дней. Однако для первых ковидников лечение было одинаковым. Нельзя сказать, что мы не понимали, чем лечить,– просто не знали, как отреагирует организм. До и после того как появились новые противовирусные препараты, смертность была заметно выше. То есть те люди, которые переболели в начале эпидемии, перенесли коронавирус намного тяжелее. Со временем появились новые протоколы лечения, да и нам стало с чем сравнивать. Некоторые больные по старинке требовали назначить им антибиотики, хотя пневмония, вызванная коронавирусом, прекрасно лечилась противовирусными препаратами. Сегодня с уверенностью могу сказать, что это заболевание можно вылечить и без антибиотиков, которые раньше казались панацеей.
Своевременное обращение к врачу тоже гарантирует более легкое течение болезни, особенно это касалось первых эпидемий. Но и сейчас лучше прийти проконсультироваться, чем сидеть дома с температурой неделю.
– Как ускорить процесс восстановления обоняния?
– При хорошем раскладе оно должно восстановиться недели через две. Однако мне известны случаи, когда обоняние не вернулось и за три месяца. Нужно тренировать анализатор, можно нюхать всякие ароматические масла.
– Бывает, что человек жалуется на то, что сделал прививку и заразился.
– Когда на вакцинацию люди идут большим потоком, и нет возможности обследовать каждого, нельзя утверждать, что человек не был инфицирован до этого. Я считаю, что если есть хотя бы незначительные жалобы, такие как как повышение температуры или контакт с больным человеком, время прививки нужно отсрочить, и заняться обследованием или уже лечением.
Особо хочу поблагодарить своих коллег. В борьбе с недугом друг другу помогают все, начиная от терапевтов, и заканчивая реаниматологами. Никто никогда не бросают в беде, потому что задача у нас общая.
На приеме от больных нередко приходится слышать: «А вы меня не помните?». Мне не хочется никого обижать, но через меня столько людей проходит, что всех запомнить просто невозможно. Хочу обратиться к своим пациентам, и попросить у них прощения, если я, может быть, кого-то обидела, оказав мало внимания, в котором нуждается каждый пациент. Столкнувшись с болезнью, людям пришлось в корне переосмыслить свою жизнь. Одни потеряли близких, другие с трудом выкарабкались сами. В общем, ковидная инфекция – это серьезное испытание для всего человечества.
Лилия Голодок
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».