Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Александр Морозов: «Все видеть, все познать, все пережить»

26.01.2022  12:14
12

Талант – это умение гореть и видеть во всем возможности, а не препятствия. И чем бы ни занимался талантливый человек, ему интересно все, с чем он соприкасается. А еще талантливые люди вечно недовольны собой. Неудовлетворенность для них – лучший стимул к прогрессу. Ведь что ни делай, всегда есть к чему стремиться. Вот потому и принято считать в народе, что талантливый человек талантлив во всем. Именно так говорят о нашем земляке Александре Морозове. Публицист, журналист, поэт, скульптор, мастер по дереву и металлу, лауреат Всесоюзного конкурса мастеров изобразительного искусства – этот человек всегда преуспевал во всех своих начинаниях и успешно сумел реализовать себя .

«И мира нет, и счастья так немного»

Родился Александр Митрофанович в далекой Сибири в обычной крестьянской семье.

– «Отец мой был природный пахарь, а я работал рядом с ним». К несчастью, вторая строка из великого песенного наследия России оказалась для меня неосуществимой мечтой. Работать рядом с батькой мне не довелось. Не судьба, как обычно говорят, обозначая зигзаги жизненных неурядиц и потрясений. Отец погиб под Воронежем в 1943 году, когда мне сибирская зима отмерила всего лишь год. А дальше – безотцовщина, босоногое детство, извилистый, тернистый путь по непроторенной дороге жизни. Но трудности только удваивали силы.

– Стоит ли говорить, какие испытания выпали на долю моей мамы. На руках вдовы-солдатки остались трое детей. Колхозное «благополучие» держалось на солдатках да стариках. К труду привлекались дети, как правило, в десятилетнем возрасте осваивающие все тонкости крестьянской работы. Те, кто младше, сами находили себе забавы, мастерили игрушки. Имеющиеся в доме книги и учебники перечитывались старшими по многу раз, заучивались наизусть. Годам к пяти я знал многие стихотворения, умел слово в слово пересказать прочитанное, знал азбуку и писал печатными буквами. А наши мамы не давали поселиться убийственному унынию после похоронок. Побьются в горе о землю, поголосят надсадно и вновь за работу, а чтобы ладилась она, непосильная, песни пели артелью и поодиночке. Мы, дети, впитывали всем существом песенное творчество и пели сами. Только со временем осознаешь, какую школу народного творчества нам преподала жизнь, какая тренировка памяти, чувства рифмы и напевность привилась нам тогда, – поделился Александр Митрофанович.

«…полощут нынче вьюги здесь и там»

Жестокая и беспощадная война закончилась, но послевоенное время тоже было тяжелым. В поисках лучшей жизни семья Морозовых часто переезжала с места на место, но ничего не менялось. Детство Александра вовсе не было беззаботным. Бывало и такое, что в школу приходилось ходить босиком, а если удавалось отведать горбушку хлеба, то это считалось настоящим счастьем. В 14 лет Александр ушел из дома в геологоразведку по Саянской тайге, чтобы заработать и прокормить не только себя, но и всю семью.

– Мое появление было принято прохладно. Я же был невзрачным мальчишкой маленького роста, шибздик, одним словом. Так и сказал тогда начальник геофизической партии: «Куда же я возьму этого шибздика, и к тому же без паспорта». Но в итоге взяли, выдали геологическую амуницию, и на следующий день мы выдвинулись в Саяны.

На маршрутах – горные реки, хребты, болота... Было тяжело, но я карабкался с этими геологами, не обращая внимания на трудности. И такая щемящая тоска заедала меня среди саянских дебрей тайги, что и вспоминать не хочется. Но я это тщательно скрывал, как и физическую изможденность. Однажды на коротком привале начальник отряда, глядя оценочно на меня, произнес: «А ты, Сашка, как лошадь монгольской породы, – маленький, но выносливый» Как знать, не в тех ли походах зарождалось упрямство, граничащее с вредностью? Этакий сибирский кураж. В последующем эти качества приносили мне немало напряженностей, но были и опорой достижений.

«Все невзгоды судьбы я развею в стихии»

Так начался трудовой стаж Александра. А в 16 лет судьба забросила парня в Красноярск. Здесь поступил в ремесленное училище по профилю токарь-универсал, работал по специальности на заводе до призыва в армию. Параллельно с учебой занимался боксом – завоевал титул чемпиона края по боксу и чемпиона города по вольной борьбе среди юниоров. В этом виде спорта ему пророчили успех, но нашего героя всегда манило неизведанное, как бы ни было тяжело. Трудности Александр называет не иначе как прозой жизни, а она тем и хороша, что рождает поэзию. «Пройтись по всей земле горящими ступнями, все воспринять и снова воплотить» – это ли не счастье для настоящего романтика, желающего все познать?

После дембеля Александр начинает активно писать стихи. Кажется, сама жизнь вплетается в талантливо и красноречиво зарифмованные строки поэта, так много повидавшего на своем пути. Вскоре наш герой отправился на Дальний Восток в Приморский край осваивать профессию шофера. Потом была учеба в технической школе министерства транспортного строительства, где Александру с успехом удалось освоить сразу несколько профессий: машиниста автокрана, экскаватора и тяжелых кранов. Затем довелось ему трудиться на ударных комсомольских стройках Сибири и Дальнего Востока. Система министерства транспортного строительства в то время представляла из себя мощную всесоюзную структуру со своими научными институтами, школами, мостоотрядами. Там трудились настоящие мастера своего дела. Вот и Александру выпала честь прокладывать дороги, возводить мосты, строить жилье.

Не остался наш герой в стороне от строительства Байкало-Амурской магистрали. Тяжело проходили трудовые будни, но казалось, что ударникам коммунистического труда все нипочем. Подумать только, на местах, где не ступала еще нога человека, предстояло все создать с нуля. Это чувство первооткрывателя вдохновляло даже тех, кто в полной мере не ощущал себя коммунистом.

Кочевая жизнь, от которой веяло романтикой, стала для Александра нормой. На БАМе он не задержался: жизненные обстоятельства сложились так, что судьба забросила его на Донбасс.

«И снова в путь зовет меня дорога»

В 1970-е годы во всю велось строительство шахт и обогатительных фабрик. Принимал участие в строительстве и Александр Митрофанович. Почти 23 года не отпускал он рычаги автомобильного крана.

С 1991 года Александр Митрофанович начинает осваивать профессию журналиста. Он работал в «Славе Краснодона» и сотрудничал со многими другими газетами. Cвои очерки он очень часто посвящал человеку труда. Героями его материалов становились и труженики подземных недр. И до сих пор мастер пера вспоминает о тех моментах с большим теплом. Ведь он не просто брал интервью у шахтеров – он спускался с ними в забой, чтобы узнать эту профессию изнутри и поставить себя на место своего героя.

И, нужно сказать, шахтерская тематика Александра Митрофановича красной нитью проходит через все его творчество. Он посвящал горнякам книги, стихи и прозу, и так же, как и другим профессиям, слагал гимны. Есть в его коллекции и резная картина из дерева, на которой так умело высечен легендарный Шубин, такой, каким его представлял сам мастер.

Путь журналиста – нелегкая и кропотливая стезя. В этой профессии нужно постоянно работать над собой, и в этом видится прекрасное. А все прекрасное не терпит суеты.  И настолько нужно было отдаваться своей работе, что пришлось отодвинуть на задний план изобразительное искусство, в котором тоже было достигнуто немало. Одна только работа «Портрет Есенина» чего стоит. Александр Митрофанович готовился долго и тщательно, прежде, чем изваяние, выполненное в дереве, увидело свет. Целый год скульптор досконально изучал биографию поэта, вновь и вновь перечитывал стихи, хотя многие из них и так знал наизусть. Но, чтобы все получилось безупречно, важна каждая деталь. А потому и возник у мастера свой собственный, не похожий на другие образ Сергея Есенина.

Бревенчатые стены в доме Александра Митрофановича украшены картинами, вырезанными по дереву. Притягивают взгляд капы, вазы, скульптуры. Во дворе построена баня, срубленная по всем правилам деревянного зодчества. И даже сторожевой пес имеет свои сказочные апартаменты. Вместо конуры – избушка на курьих ножках.

Скульптуры дяди и писателя Павла Бажова

Есть в коллекции творца и картины, написанные талантливым художником нашего края Владимиром Алимовым, среди них и портрет нашего героя. Впрочем, талантливые люди всегда окружали Александра Митрофановича.

– Здесь, в Краснодоне, я нашел применение своему БАМовскому опыту в строительстве шахт и обогатительных фабрик. Трудовые наработки помогали в литературном творчестве и изобразительном искусстве, а в дальнейшем и в журналистской работе. На моем пути встречались добрые, творческие, пытливые люди. А Владимир Алимов в какой-то степени заменил погибшего отца. Порой иронизирую, что жизненную программу выполнил на 200 процентов: начал с колышка БАМ, построил дом, вырастил сад, послужил культуре и искусству, журналистике, а значит, и людям. Конечно, жизнь гораздо многограннее и ярче, чем эти поспешные наброски, – внесет в свою автобиографию Александр Морозов.

17 января Александр Митрофанович Морозов отметил свой 80-й юбилей. Поздравляем вас от всей редакции, желаем крепкого здоровья, тепла, уюта и гармонии. И пускай все, что вы задумали, непременно воплотится в жизнь!

В статье использовались материалы из книги «Люди искусства. Наш край. Александр Морозов. Он – журналист, и скульптор, и поэт».

Елена Морозова

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».