Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Дубовая балка – недалеко от «Центра»

12.01.2022  10:31
14

Я живу на отдаленной улице города, и все время воспринимала ее как «край географии», пока не узнала, что на бывшем поселке шахты № 5 тоже проживают люди. Недавно в редакцию пришла жительница одной из самых дальних улиц поселка Комсомольский, и пожаловалась на поломанный мост, частое отключение электричества, неочищенные дороги и отсутствие поставок хлеба.

Чтобы выяснить, как там живется, в Дубовую балку я отправилась с редакционным водителем 17 декабря, когда природа буквально застыла в ожидании зимы.  Доехав на поселка Комсомольского, вскоре автомобиль нырнул в непроглядную чащу с узкой, но вполне приличной дорогой.

Направо пойдешь – на поломанный мост по­падешь

Чтобы не пришлось останавливаться возле разрушенного моста, и идти пешком, сотрудница, хорошо знающая те края, посоветовала нам на развилке возле террикона шахты №5 свернуть направо, и проехать по другому, более безопасному пути.

Доехав до «хорошей» переправы из бревен, устланных продавленной колесами и потрепанной от времени шахтной транспортерной лентой, я немного растерялась. Строения разбросаны с учетом изгибов русла реки, многие из них нежилые, так что найти людей в такую погоду было не так просто. Подходишь к крепкому дому с крашеными ставнями, но приблизившись, видишь сквозь целые окна, что там обвален потолок. Тактика «куда ведут провода» тоже не сработала, потому что многие жители обитают здесь только летом. Оставалось ориентироваться только по собачьему лаю. Однако дымок, развевающийся из трубы дальнего домика, извещал о том, что там можно найти собеседников. На улице Садовой проживает семья Александровых  – мать и сын. Первым делом я задала им вопрос о том, как работает мобильная связь.

«С этим у нас беда! Чтобы кому­-то позвонить, нужно долго бегать по дороге или по огороду, – говорит Александр Николаевич, и в это время звонит телефон. – Это будильник на телефоне, он напоминает, что пора идти управляться. Правда, с телевизором проблем нет – у нас спутниковая антенна, которая транслирует около 15 каналов. А вот интернет, к сожалению, отсутствует!

Здесь я живу уже больше полувека.

Ярослава Францевна - одна из старожилов тех мест

В общем, всю свою сознательную жизнь. Раньше я работал на обогатительной фабрике, на шахте «Центросоюз», но, к сожалению, нас сократили, а до пенсии мне еще три года, надо как-­то выживать. Вот решил завести хозяйство.  Мы с мамой держим корову, уток, кур, овец. Пасем по посадкам, да и наверх выгоняем. Сын приезжает часто – у него тут пасека. У нас все свое. Молоко вожу в поселок на мотоцикле. Правда, проезжать приходится через аварийный мост. Конечно же, страшновато, но  чтобы проехать по более безопасному мосту, нужно делать приличный круг. Так что на свой страх и риск я проезжаю на мотоцикле – беру разгон побольше, и буквально пролетаю. Ремонтировать его приходится своими силами, в основном подкладываем плоские камни. Два года назад приезжали люди из администрации, что-­то решали, да только воз и ныне там. Сразу в поселке я покупаю хлеб, причем не только себе, но и соседкам.

Но не все такие лихачи. Скорая помощь приезжает вовремя, но медики ругаются, потому что они боятся ехать через мост. Через три дома от нас жила сильно больная женщина, так врачи останавливались перед мостом, и шли к ней пешком. Конечно же, каждый раз возмущались. Чтобы получать квалифицированную помощь, семья была вынуждена выехать – они купили дом на «Шестой».

С электроэнергией тоже беда. Два года назад я подавал заявку на замену столбов. Но вот они стоят на месте: один сгнил в ра­йоне крепления, другой – повалился! И такая картина не только возле нас, порой вопреки элементарной технике безопасности, провода провисают, можно сказать, над головой. Конечно же, «экстремалам», которые здесь живут, просто деваться некуда. Вот у нас в низине если заметает зимой, то снега стоят по пояс».

Вскоре мы увидели тот самый злополучный мост.  Как по нему можно ездить, когда мне даже ходить страшно, не представляю, ведь щели здесь такие, что даже  колесо застрять может.

На гору пойдешь – на погост попадешь

– Это сейчас  улицы Садовая, Дубовая и Подгорная относятся к поселку Комсомольский, – рассказывает Ярослава Францевна. – А раньше это был пос. шахты №5, с которой начиналась история Комсомольского, а ра­йон этот назывался «Центр». Раньше я жила в пос. Володарске, а сюда переселилась после замужества, в 1968 году, и свой переход болезненно не воспринимала. Жизнь здесь била ключом: были начальная школа, два магазина – один располагался недалеко от нас. Автобус ходил семь раз в день! На «Шестую» можно было доехать без проблем. Теперь в поселок –  исключительно пешком, а добраться до города можно только на такси, и такая поездка  обходится в 200 рублей!

Люди огороды распахивали на краю Дубовой. Дома  были нарасхват, потому что многие хотели иметь дачу именно в этом живописном уголке. Наш дом строили еще родители мужа, именно они выбрали место под скалой. Конечно же, мы защищены от ветра, и в жару здесь стоит приятная прохлада, но вот зимнее солнце нас обходит стороной, и  во второй половине дня быстро садится за скалу.

Александр Александров: "Столбы подпираем палками"

У нас тут такая красота была! Мы ходили в балку на природу, хотя красивые пейзажи у нас везде. Дети жгли пионерские костры. А сейчас плотиной все затоплено. Теперь в полукилометре от нас есть несколько ставков, и рыбаки ловят там рыбу. Хотя раньше Должик был полноводнее, и рыба в нем водилась, а летом детвора плескалась в речке. Тогда детворы было много, в школу ходили по 15 человек. А сейчас, к сожалению, детей нет вообще  – одни старики: Валентина, такая, как я – 1940 года. На «Центре» Светлана – 1948 года, и Лидия – 1935 года рождения. Сложно представить, что будет с поселком после нашего ухода.

Местных хоронят в основном здесь. Кладбище находится на бугре, и дорога к нему тоже ведет только через разрушенный мост, то есть автомобилем там не проедешь. Есть только тропинка поблизости. Вот когда еще десять лет назад хоронили моего мужа, пришлось мужчинам  брать гроб на руки, и с такой поклажей карабкались наверх. С тех пор ничего не изменилось.

Налево пойдешь – довольных найдешь

Однако не всем живется здесь сложно. На лай собаки  вышла чета Куршун, и супруги пригласили меня в дом.

– Раньше мы жили в городской многоэтажке, – делятся Альбина Витальевна и Леонид Васильевич. –  Но уже десять лет нам никто не топает над головой, потому что живем мы здесь тихонько, спокойненько! У нас есть машина, с помощью которой решается большинство проблем. Если случаются заносы, то день-­два, максимум три, приходится пересидеть, пока дорогу  прочистят. Ну, а уж от двора пробиваемся сами. Но это и в городе так! Мы пенсионеры, и как работающим людям, торопиться никуда не нужно, так что сильных неудобств мы не испытываем. Правда, ЛЭП оставляет желать лучшего: столбы у нас старые, стоят под наклоном, от ветра обрываются провода. Были даже возгорания. Но через пару дней ремонтники доходят и до нас. Еще магазин находится  далеко, приходится добираться на «Шестую». Если у человека нет своего транспорта, то зимой им туго. А вот по теплу можно надеть удобные кроссовки, и четыре километра с легкостью прогуляться по свежему воздуху.

Конечно же, это не в городе, где ты вечером выскочил и купил, что нужно. Мы отдаем себе отчет, где мы живем, и не надеемся, что ради десяти домов откроют магазин, или протянут новую линию. Раньше был водопровод, но его давно демонтировали, и сейчас у каждого свой источник воды: у кого колодцы, у кого скважины. Конечно же, нужно понимать все нюансы, которые могут вызвать дискомфорт. Мы обустроили свой быт, у нас есть генератор, хлебопечка, скважина. Однако нужно вовремя завезти муку, бензин, продукты, потому что иметь запасы жизненно необходимо. То есть надо соображать, где живешь, и самому создавать себе достойные условия.  Многие сюда приезжают только на лето: дачники сажают огороды, наслаждаются природой, а на зиму уезжают. По соседству с нами живет именно такая семья. А нас здесь все устраивает: никто не шумит, кругом чистый воздух, а чтобы выбраться на природу – достаточно просто выйти за калитку. Если ты обеспечил свой быт – можно жить, как в раю!

Как сказала начальник Комсомольского ОЖД Ирина Юрко, на этих отдаленных улицах нашего поселка проживает около 40 человек. К сожалению, инфраструктура отсутствует полностью. Из­-за отдаленности, никто их частных предпринимателей хлеб возить не соглашается. Самой большой проблемой является один из мостов, но пока отремонтировать его не представляется возможным.

Стоя на одном из мостов, я отметила, как бревенчатый настил очень гармонично вписывается в пейзаж реки. Плотные заросли дополняют колодцы, каменные заборы и козьи тропы, а звенящую тишину нарушает лишь кукареканье петухов. Если бы стал вопрос, где организовать резиденцию свердловского Деда Мороза, я бы предложила поселить его именно в Дубовой Балке. Главное – чтобы каждый желающий мог доехать сюда на общественном транспорте.

Лилия Голодок

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».