«В карауле каждый из нас – звено одной цепочки!»
В преддверии Новогодних и Рождественских торжеств, 27 декабря, свой профессиональный праздник отметили сотрудники МЧС. Это люди, которые выполняют очень важную и трудную работу. Именно они приходят к нам на помощь в самых сложных ситуациях, когда наша жизнь висит на волоске. О том, как проходят будни сотрудников гражданской защиты, нам рассказал начальник второго караула Свердловского ГПСО Евгений Дубков.
– Моя карьера в МЧС началась относительно недавно. В Свердловский пожарноспасательный отряд я пришел работать 11 августа 2017 года. До этого пробовал себя в угольной промышленности, также был водителем автобуса (ездил на 104 маршруте). Но понимал, что все это не мое, – говорит Евгений. – Когда выпала возможность поработать в МЧС, ни капельки не сомневался в том, чтобы кардинально сменить профессию. Тем более по своей натуре я человек инициативный и активный. Первое время я занимался бумажной работой, был инженером по ЧС, но сидеть в кабинете мне, если честно, скучно. Поэтому, как только выпал шанс перейти в караул и выезжать на пожары, я им воспользовался. Мой предшественник – Евгений Синеок. Несмотря на то, что я с ним так тесно не работал, но могу сказать с полной уверенностью, что мужик он толковый и грамотный, у которого многому можно поучиться. Это видно по караулу в целом: у нас дружный коллектив, и это очень помогает в работе. Он напоминает единый организм, нам часто не надо даже говорить, что делать: мы понимаем друг друга интуитивно, по мимике и жестам. На сборы у нас отводится времени меньше одной минуты. Пока едем на вызов, общаемся с диспетчером, выясняем подробности. Поэтому, когда приезжаем на место, уже имеется план действий.
Расскажите о своей работе.
– На пожаре мы работаем в условиях нулевой видимости. Без газодымозащитного аппарата нет возможности дышать. Во время ликвидации каждый из нас рискует жизнью, несмотря на то, что знают, как действовать. Каждая спасательная операция может быть последней.
Начальник второго караула ГПСУ-7 Евгений Дубков
Нас часто спрашивают: «Страшно ли идти в огонь?». Конечно, страшно, но подготовка и психологическая устойчивость помогают собраться, активируют инстинкт самосохранения. Если человек боится, если страх ему мешает, он просто не сможет работать. Чересчур эмоциональные люди, которые могут потерять самообладание в критической ситуации, у нас просто не служат. По крайней мере, я не помню случая, чтобы спасатель испугался, отказавшись ехать на вызов и заходить в горящее здание.
На Ваш взгляд, какие минусы и плюсы в этой работе?
– Мы постоянно сталкиваемся с человеческим горем, страхом, слезами – ведь нас вызывают туда, где случилось что-то экстренное. Конечно, каждая такая история оставляет свой отпечаток. Но мы должны, в первую очередь, концентрироваться на работе, которая со временем становится обыденной. К счастью, за все время на моих сутках не погибали люди, а вот эвакуировать и спасать приходилось. Но нас тоже обычно не запоминают, ведь мы в обмундировании, испачканы копотью, а люди в этот момент находятся в жутком стрессе. А вот плюс в профессии – это возможность помогать людям. Для этого мы ежедневно тренируемся и отрабатываем наши действия на ЧС до автоматизма.
В общем, в работе спасателя есть своя специфика и романтика. Каждый вызов – всегда новая история, от которой не знаешь, чего ждать.
Расскажите о самых запоминающихся вызовах.
– Последний из таких был недавно, когда на квартале 60 лет СССР и улице Карла Либкнехта случились два идентичных пожара: горели кладовые на лестничных площадках. В МЧС вызовы один за другим поступали ночью, когда все жители спали. К счастью, распространение огня в квартиры нам удалось предотвратить, но с рукавной линией пришлось побегать на девятый этаж. Кладовые расположены около входных дверей в квартиры, поэтому пришлось эвакуировать жителей, среди которых был и четырехмесячный ребенок. Чтобы малыш не пострадал и не надышался дыма, я прикрыл его влажным покрывалом и понес вниз. Я сам отец двоих детей, поэтому осознавал всю ответственность за маленького человечка. Ступая на каждую ступеньку, волновался, чтобы не споткнуться. И пока по дороге слышал сонное сопение, был спокоен, что с ребенком все в порядке. Пожары ликвидировали спустя пару часов. К сожалению, причина пока не установлена. Но скорее всего – неосторожное обращение с огнем.
Евгений в кругу самых родных и близких
Запомнились пожары во многоквартирных домах. Один из таких произошел в декабре прошлого года на кв. 60 лет СССР, где сборно-щитовой двухэтажный дом был полностью охвачен огнем. Такие постройки, как правило, потушить сложно. По стенам огонь пробирается молниеносно. Последний из масштабных пожаров произошел в начале осени на улице Покрышкина, сгорела крыша четырехэтажного дома. И хотя в тот день по графику дежурил не наш караул, но нас тоже привлекали.
Бывают и забавные случаи. Как-то раз поступил вызов о том, что горит мусор в районе заброшенной котельной в районе СЭС. Приехали, развернули рукавную линию, принялись к ликвидации огня. Смотрим – из-под горящего матраца чьи-то ноги торчат. Думаем, ну все, труп. Убираем пылающий элемент, мужик лежит, греется, и хоть бы что ему. В суете, пока его тянули пьяного, порвалась перина, пух разлетелся повсюду. И наш спасенный восстал из пепла, как чудо в перьях. В общем, и смех, и грех. Но самое главное, что он остался жив.
Случалось ли так, что спасать приходилось кого-нибудь из сотрудников отряда?
– Из сотрудников отряда выручать, слава Богу, не приходилось никого. Хотя у коллег случались дома пожары, ведь от этого никто не застрахован.
Работа спасателем повлияла на твое отношение к смерти?
– Моя жена задает подобные вопросы, ведь в работе спасателя бывают различные ситуации, но человек ко всему привыкает. К тому же, у нас проходят учения. Могу определенно сказать, что эта профессия не для слабонервных людей.
«Он – наша крепость» – Несмотря на профессию, которая требует быть хладнокровным и расчетливым, Женя очень добрый человек, заботливый отец и муж, – говорит Юлия, супруга Евгения Дубкова. – Всегда спокоен и рассудителен. Но по своей натуре перфекционист: любит порядок, чтобы все было разложено по полочкам. В меру строгий, но для детей он авторитет. Сын с Жени во всем берет пример, а дочка слушает беспрекословно. Для детей слово папы – закон! Для меня он самый лучший! Он всегда и во всем поддержит, даст дельный совет, в любой ситуации найдет нужное слово. Он - наша крепость!
Спасатель – не супермен из кино. Это обычный человек, поэтому, прежде чем кидаться грудью на амбразуру, секунду подумайте: не будет ли там еще одного погибшего. Просчитывайте свои действия. Лучшая помощь спасателю – доверять нам и не мешать работать. Не попадайте в ситуации, в которых придется нас вызывать.
Что бы ты изменил в своей работе?
– В моей работе меня все устраивает. Здорово, когда чувствуешь удовлетворение, потому что получилось решить сложную ситуацию, понимаешь, что сутки прошли не зря. Сам развиваешься, получаешь опыт, а потом можешь этим опытом поделиться с другими. На мой взгляд, это очень достойная работа. И я хотел бы, чтобы сын пошел по моим стопам. Но о выборе его профессии говорить еще рано. В любом случае, это будет его решение.
Как Вам удается отдыхать?
– Стараюсь максимально переключаться на семью. В свободное время, если есть такая возможность, выбираюсь на рыбалку. Далеко не езжу, все по месту. Нравится природа за городом. Это скорее не спортивный интерес, а хобби и отдушина от будней. Но для меня побыть в кругу семьи – уже отдых.
Хотелось бы пожелать всем людям быть более ответственными, не попадать в опасные ситуации, а если попали в беду, то не паниковать, трезво оценивать происходящее и позвонить нам, мы сделаем все возможное для того, чтобы вас выручить.
Ольга Рудакова
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».