Тяжелая участь женщин в годы той страшной войны
У войны недетское лицо, но она не оставила выбора никому. И даже дети вынуждены были стать на защиту Родины. Разных людей объединила одна общая трагедия. Повзрослевшие не в срок, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне наравне со взрослыми. Каждый, как мог, приближал победу. Сегодня «ТГ» расскажут о жизни тружеников тыла, которым пришлось вынести на своих плечах всю тяжесть войны
На дорогах фронтовых
Одна из героинь – жительница города Молодогвардейска Надежда Петровна Васильева (Майборода). Родилась она 28 февраля 1930 года в поселке Новоалександровка. Ее отец работал забойщиком в шахте, мама занималась воспитанием четверых детей. Спустя несколько лет семья переехала в Ростовскую область, г. Шахты.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Мужчины, парни и девушки, которые могли стать на защиту Родины, отправлялись воевать. Старшая сестра Нади, Александра, жила в Краснодоне, училась на медсестру. В самый первый день войны ее призвали на фронт. Она дослужилась до лейтенанта, дошла до Берлина, была награждена медалями. Папа и 15-летний брат девочек тоже были призваны в ряды Советской армии. А Надя с мамой и маленькой сестренкой остались жить в тылу. Девочка в свои 11 лет была отправлена на работу.
Надежда Петровна Васильева (Майборода)
Сначала Надежда трудилась в мехцехе подсобным рабочим, потом была переведена на шахту. Нелегко приходилось маленьким труженикам тыла. Целыми днями работали они, не покладая рук. На своей шахте запрягали лошадей пустыми вагонами и перегоняли их на другую. А там уже грузили уголь носилками и возвращались обратно. Так и работали на благо фронту люди, не знавшие детства, пока в июле 42-го в Ростовскую область не вторглись немецко-фашистские оккупанты.
«Въехали они к нам на мотоциклах, вечером. Наш дом был третьим от дороги. Так что мы были среди первых, у кого поселились ненавистные враги. К нам пожаловали двое, но они были больше похожи на австрийцев, чем на немцев. Расстрелы, угон мирного населения в Германию и прочие бесчинства не обошли стороной и Ростовскую область. Но над нами никто не издевался. Нам просто, можно сказать, повезло, что мы жили в отдаленном поселке. Только мы все равно боялись фашистов, и друг за друга переживали очень. А еще нам хотелось есть. У нас ведь кроме семечек ничего и не было. Сидим, лузгаем и смотрим, как фашисты трапезничают. А они смеются и, называя наше лакомство «Сталинским шоколадом», интересуются, вкусно ли нам. Но, слава богу, враг задержался в наших краях ненадолго. Если вы спросите меня, что я больше всего запомнила о войне, то, пожалуй, я отвечу просто: это жизнь в постоянном страхе и непреодолимое чувство голода. Никому не пожелаю, чтобы что-то подобное повторилось», – поделилась Надежда Петровна.
Возвращение на Родину
После войны семья Наденьки воссоединилась, и они вернулись на Родину в Новоалександровку. Здесь девушка снова устроилась работать на шахту. А когда женщинам запретили тяжелые работы, поступила в Краснодонский автопарк. Была табельщицей, кондуктором, диспетчером, а потом еще трудилась на штамповочном заводе в городе Луганске.
Ее общий трудовой стаж составляет более 55 лет. Как говорит сама Надежда Петровна, вся ее жизнь прошла в трудовых буднях. И даже свою любовь она встретила на работе.
В 1961 году девушка вышла замуж за хорошего человека. Через год у молодой семьи родился сын.
Александра Васильева, сестра Надежды Петровны
Игорь рос примерным мальчишкой. С успехом закончил общеобразовательную и музыкальную школу. Служил в армии, выступал в военном оркестре. По возвращении домой женился, только с первой женой отношения не сложились и вскоре пара распалась. И, несмотря на то, что он женился повторно, так и не смог никого по-настоящему полюбить.
Тихое семейное счастье Надежды Петровны было долгим, жаль только, беды не обошли стороной. Так, в 1985 году она стала вдовой, но беда не приходит одна. Еще через несколько лет сына сбила машина. Он выжил, но начались проблемы со здоровьем. В итоге не так давно болезнь отняла его у Надежды Петровны. Тяжело вспоминать войну и терять самых близких людей, но нет страшнее горя для матери, чем пережить смерть своего ребенка, и смириться с этой болью невозможно, как и подобрать правильных слов, от которых бы стало легче.
Редакция «ТГ» желает Надежде Петровне душевных сил, и чтобы рядом с ней всегда были люди, готовые ее поддержать в трудную минуту, да и те, кто готовы побыть рядом просто так.
Еще одно украденное детство
Другая наша героиня – Роза Григорьевна Колчанова, она родилась в богатой крестьянской семье. Родители собственными силами построили дом, обзавелись хозяйством, вырастили троих детей. У них было все, что нужно для хорошей жизни. Как говорится, «дом – полная чаша», но голодные 1930-е годы оказались тяжелым испытанием для многих советских граждан. Не обошли они стороной и семью Розы. Началось раскулачивание.
Отца девочки куда-то забрали, и связь с ним навсегда потерялась, а мама с двумя дочерями и сыном оказалась на улице. После недолгих скитаний женщина поняла, что не сможет прокормить своих детей, но обрекать их на голодную смерть, конечно же, не хотелось. И тогда несчастная мать решилась на отчаянный шаг – оставить малышей в надежде, что найдутся добрые люди и спасут маленьких обездоленных сироток.
Сначала исчезла маленькая сестра, потом брат. Дошла очередь и до самой Розы. Мама оставила ее возле магазина, просила подождать, и та ждала, да только мама больше не вернулась…
Так девочка оказалась в детском доме города Тобольска, Тюменской области. Красивое и нежное имя Роза – вот и все что осталось в память о прошлой жизни.
Жизнь с чистого листа
Потом был большой консилиум из врачей, который определил возраст девочки (пять лет). В документах была поставлена примерные дата рождения, место жительства и другая фамилия, поэтому отыскать своих близких в будущем Роза Григорьевна так и не смогла.
Вскоре девочку удочерила молодая бездетная семья. Казалось бы, вот оно счастье, теперь все плохое непременно забудется! Но судьба порою бывает к нам слишком жестока и несправедлива. Отчим хорошо относился к своей приемной дочери, а вот мачеха оказалась страшнее дикого зверя. Жизнь девочки превратилась в сказку о Золушке, вот только доставалось ей гораздо хуже, чем той героине. Тяжелый физический труд, постоянные побои и бесконечный страх провиниться непонятно за что и понести очередное наказание.
Роза Григорьевна Колчанова
«Как только не издевалась надо мной эта женщина. Я была как рабыня. Бывало такое, что мне целыми днями приходилось носить воду ведрами, сорок раз в день поднималась я в гору, да только на этом дела мои не заканчивались. В общем, трудилась я и света белого не видела. А за малейшую провинность доставалось мне очень сильно. Вот полезет хозяйка в печку за чугуном, а потом меня ухватом по голове. Я так и заливалась кровью, но никому никогда не жаловалась, наверное, детский страх был сильнее меня. Потом у моих приемных родителей появились кровные дети, так я еще и нянькой стала», – со слезами рассказывает женщина.
Как ковалась победа в глубоком тылу
Жизнь девушки была настолько невыносимой, что даже тяготы войны казались ей не настолько тяжелыми. В Тобольске не было фашистов. Но кто мог, уходил на войну, а те, кто оставался в тылу, жили под лозунгом «Все для фронта, все для победы!»
Началась тяжелейшая работа по перестройке хозяйства на военный лад. За годы войны в Тюменскую область эвакуировались многие учреждения, промышленные предприятия и заводы. Роза и ее сверстницы готовили площадки под будущие объекты, которые приходилось разбирать и заново строить.
Потом, когда образовывались предприятия, детей снова заставляли работать. Они трудились в мехцехе: стояли за высокими верстаками, выпиливали гвозди, обтесывали болты и делали ящики для снарядов, а в соседнем цеху подростки изготавливали и сами снаряды.
После мехцеха Роза ушла работать на шахту. Здесь она трудилась с утра до позднего вечера. Нелегко было, приходилось голодать. На день выдавали только 600 грамм хлеба и баланду, приготовленную непонятно из чего. Однажды молодая девушка получила травму и больше не возвращалась на подземные работы. Из дома она тоже ушла в поисках лучшей жизни.
Под мирным небом
Когда закончилась война, Роза Григорьевна оказалась на восстановительных работах в Ростовской области, потом переехала в Краснодон. Здесь вышла замуж, родила детей. И снова жизнь стала круговоротом трудовых будней.
Сначала она работала на шахте, потом от предприятия был построен детсад и женщину перевели туда. Она была нянечкой и дворником. Позже ушла на заслуженный отдых. Ее общий трудовой стаж насчитывает больше 50 лет. После выхода на пенсию женщина также продолжила трудиться.
Она воспитала троих детей и сделала все для того, чтобы они выросли достойными и замечательными людьми. И пусть в жизни нашей героини все складывалась не совсем так, как того хотелось бы, но главное, что все плохое осталось позади.
Сейчас Роза Григорьевна живет в Суходольске в окружении тепла и заботы самых близких и родных людей. Совсем недавно женщина отметила 95-й юбилей. Мы желаем ей крепкого здоровья и много-много долгих и счастливых дней.
Елена Морозова
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».