Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Свердловчанин Виталий Слюсаренко: «Кино – это фотография, только в движении»

Свердловск
24.12.2020  10:28
10

Сейчас любительской киносъемкой уже не удивишь никого: достал мобильный телефон из кармана, и снимай себе на здоровье. В общем, теперь это по силам каждому. А вот тех, кто более полувека назад увлекался этим делом, тогда были единицы, поэтому сегодня найти таких людей довольно проблематично. Однако в преддверие Международного Дня кино, который отмечается 28 декабря, корреспондент «ТГ» отправилась на поиски, и они привели к Виталию Слюсаренко - кинолюбителю с шестидесятилетним стажем


«Обращенный» в кино

- С кинопроизводством я впервые познакомился еще будучи школьником, – рассказывает Виталий Николаевич. -  Сам я родом из г. Счастье. В нашем ДК была самодеятельная киностудия, и меня всегда интересовало, как же они делают кино? К тому времени я довольно неплохо обращался с фотоаппаратом, так что решил попробовать себя в новом деле. Сначала мне рассказали о том, как устроена кинокамера. Здесь снимали на обращаемую кинопленку, она, как и магнитофонная, состояла из двух дорожек.

Проявление пленки – процесс многоступенчатый и сложный, но очень увлекательный: два проявления, отбеливание, промывка, и только после этого специальным ножом пленку режем на фрагменты, и склеиваем их в нужной последовательности, то есть составляем фильм. Заправлять пленку в темноте в светоизолированный бачок мне было не сложно, да и с остальным справлялся легко. Ведь это было так интересно – ты сам делаешь кино! После этого нам доверили видеосъемку, с ней было разобраться еще легче - все было схоже с фотографией, только в движении, но были и свои  секреты.

В те годы народное хозяйство развивалось большими темпами. С руководителем студии мы снимали фильм, посвященный строительству Луганской ГРЭС, которая находится в районе г. Счастье. Заглянуть на грандиозную стройку, которая возводилась, можно сказать, под боком, было интересно местным жителям, увидеть, что же там делается.  Чтобы запечатлеть весь рабочий процесс, на станцию мы приезжали не один раз. Тогда я учился в десятом классе, так что после окончания школы ради учебы пришлось покинуть город, и оставить любимое занятие.

Второе знакомство с любительской киноиндустрией произошло уже на втором курсе Ворошиловградского пединститута, в 1960 году. Во время занятий в аудиторию вошел парторг, который был нашим классным руководителем,  и спросил: «Кто умеет снимать на кинокамеру, и хотя бы немного понимает, как делается кино?». В полном безмолвии поднимаюсь я…

Сотворение кино, или «Готовим пленку в кастрюле»

Оказалось, что все это организовалось под конкретную цель: мы должны были сделать фильм об институте, и отослать его в Киев на Республиканский конкурс, в котором участвовали самодеятельные киноклубы, созданные при вузах.

По программе нас, конечно же, учили работать с кинопроекторами и демонстрировать фильмы, а тут было совсем другое. Камеру купили сразу, выделили рабочее помещение. Пленку и химикаты для ее обработки приобрести тоже не составляло труда, а вот бачок для проявления найти было проблематично. В обычный фотобачок 15 метров пленки не поместится, поэтому пришлось выдумывать свои методы. Тогда в доступной продаже была лента «коррерс», с помощью которой можно зафиксировать пленку, чтобы слои не касались друг друга, а к ней нужно было только найти вместительную емкость.

Растворив в литровых банках необходимые химикаты, я  побежал в общежитие за кастрюлей. Намотав вместе кинопленку и ленту «коррекс», укладываю в эту посудину, и начинаю «готовить кино».

Было решено готовить фильм из двух частей по  20 минут, сразу и название придумали: «Сотворение института».  Однако съемочный процесс нельзя держать в одних руках, - я должен следить за камерой, а на площадке мне нужны были помощники. Добровольцами вызвались два моих друга: Беляев и Балонюк (Боб и Рен, так их дразнили). Ребята нарисовали большой плакат с объявлением, что будет проводиться лекция на тему «Сотворение мира». По сценарию один из них в кадре подходит, и цепляет на доску объявление, а другой – подкрадывается, и втихаря зачеркивает слово «мира» и пишет «института». С первого дубля все получилось замечательно, но я заметил, что Пашка Балонюк, вместо «института», написал «инстита». Оправдания о том, что он первый раз снимается в таком серьезном кино, я, конечно же, выслушал спокойно, но все пришлось переделывать по-новой – еще раз рисовать плакат, и снимать второй дубль, и сразу отправились его проявлять. Однако после проявления вылез первый брак: кое-где пленка все-таки слиплась. Пришлось и тут усовершенствовать технологический процесс. Во время проявления время от времени ее шевелили. После третьего дубля дальше все пошло как по маслу.

Мы снимали смотры, лекции, лабораторные работы, учебный процесс, в общем - жизнь института. Собрав достаточно видеоматериала, с помощью специальных ножа и клея, которые взяли в лаборатории кино, приступили к монтажу. Внесли титры, а как быть с озвучкой – никто не знает. Парторг вспоминает, что в его доме живет звукооператор с Ворошиловградского телевидения. Он согласился  помочь, и вскоре нас пригласили в телецентр на озвучку. Мы взяли с собой фонограмму, которую записали на магнитофон, но специалисты послушали эту запись и вынесли вердикт: «Никуда не годится! Непрофессионально!». Позвали Валентину, которая на тот момент была первым диктором на телевидении,  и она легко начитала подготовленный текст. До титров звукооператор в начале фильма на еще черной пленке нацарапал три крестика, чтобы диктор ориентировалась, когда нужно начинать. Сразу телевизионщики и музыку нам поставили - в общем, через час мы вышли с готовым фильмом. Призовое место на этом конкурсе мы не заняли, но пятое место по Украине было тоже почетно. Нам выписали премию размером в две стипендии, и мне предложили возглавить созданную киностудию.

Первый визит в Свердловск

А тем временем киноклуб расширялся:  приходили студенты, которые не только интересовались кино, но и те, кто просто занимались фотографией. Одной из них была свердловчанка  Лиля Боцман. Именно кинолаборатория стала местом наших первых свиданий. На пятом курсе, в перерыве между экзаменами, мы поженились. Как можно не запечатлеть такое событие! Но тут я был больше не оператором, а режиссером. Несмотря на то, что снят он паршиво, я пересматриваю  его очень часто.  Это сейчас можно снимать, сколько душе угодно, а тогда каждый метр пленки был на счету.  Позже, когда появились дети, я снимал их, и вскоре объединил все фрагменты в один фильм. Пару лет назад я отослал этот фильм своему зятю, и он его оцифровал, так что смотрю я его на современном ноутбуке, ведь кинопроектора у меня не осталось.

Вскоре я снял еще один фильм об истории института. С ним я ездил по многим городам области, в том числе был и в Свердловске. Он демонстрировался в селе Бирюково и в комбинате ш-ты 1­2. Тогда я не мог еще и предположить, что в дальнейшем судьба забросит меня именно в этот город, и проживать я буду на соседней от комбината улице.

Сразу по окончании института я купил себе самую дешевую видеокамеру, она стоила тогда 30 рублей. Я получил подъемные, поэтому для меня это не было накладно. Она называлась «Спорт-3».

Молодых специалистов судьба мотала по всей области, ведь в глубинке с преподавателями физики была «напряженка», но с видеокамерой я всегда был неразлучен. В основном это были видеоролики с туристических походов школьников. Работали мы во многих местах: Тошковака, Карбонит, но когда в 1965 году умер тесть, мы переехали к Лилиной маме в Свердловск. Сначала я работал во второй школе, но вскоре перешел  в ГПТУ № 43.  Здесь сразу пошли мне навстречу - дали комнату в общежитии, чтобы вести фото- и кинокружок. Однако когда меня назначили завучем, и на внеурочные занятия с детьми времени  уже не хватало, так что снимал только значимые события. Военрук и физрук училища Борис Подмосковнов часто организовывал походы. В одном из них как оператор участвовал и я. Мы приезжали в Новороссийск и шли пешком аж до Архипо-Осиповки. Пеший маршрут был очень сложным, зато какими счастливыми возвращались ребята из такого похода! Также я старался запечатлеть на кинопленку спортивные соревнования, ведь у нас была своя футбольная команда. В рамках чехословацко-советской дружбы мы обменивались делегациями со строительным училищем из Тренчина – это было очень значимое событие. Правда, в Чехословакию  спецслужбы камеру брать не позволили, а вот здесь чехов я снимал. Все эти кассеты остались в училище, поэтому их дальнейшая судьба мне неизвестна. Да и мой личный архив за эти годы заметно сократился: что-то утеряно, а много видеоматериала просто не возвращали после просмотра.

Виталий Николаевич выносит из другой комнаты заветную картонную коробку, и на стол высыпаются бобинные кассеты разного калибра, очень похожие на магнитофонные. Правда, пленка на них чуть шире, и расчерчена на кадры.  Технически они безвозвратно устарели, но от них веет такой ностальгией, ведь каждое окошко кадра просто излучает свет и радость. А тем временем хозяин включает современный ноутбук, на котором демонстрирует тот самый фильм, где он молод и счастлив. Вот молодожёны  рука об руку выходят из ЗАГСа, а через пару минут отдыхают на Северском Донце, а далее уже маленькие дочки кормят цыплят, и следом танцуют на новогоднем утреннике. Именно киномонтаж ставит жизненные эпизоды, которые разделяют годы в один видеоряд, который перед глазами зрителя проходит за нескольких минут.

Проскакивая через окно кинопроектора, пленка, состоящая из маленьких снимков, которые меняют друг друга со скоростью 24 кадра в секунду, вследствие этого на экране возникает иллюзия движения. Благодаря этому, «оживают» люди и события. В этом и есть великая сила кинематографа.

Лилия Голодок

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».