Вспомним Героев Свердловска
Несмотря на то, что 9 Мая жители постсоветского пространства отметили 75 годовщину Великой Победы, «Бессмертный Полк», где люди по живому коридору несут портреты доблестных воинов, в ситуации самоизоляции переместился в медиапространство, и продолжает свое «шествие» на страницах нашей газеты
Письмо в прошлое!
Рассказами о своих доблестных воинах в большинстве своем делятся люди старшего поколения. Однако молодежь способна не только собрать информацию, но и красиво изложить письменно историю юного бойца. И это не может не радовать. Одна из них – учащаяся гимназии №2 Виктория Козликина, которая сейчас практически того же возраста, в котором находилась ее прабабушка - Стеценко Саида Сергеевна на момент начала Великой Отечественной. Наряду с военными фотографиями в семье Виктории сохранились фото юной прабабушки с подружками, но уникальность его состоит в том, что, судя по надписи на обороте, сделано оно за неделю до начала войны.
Девочка с мужским характером
«Дорогая моя прабабушка, ты смотришь на меня со своего армейского портрета – такая молодая, красивая, смеющаяся. На щеках – ямочки, в глазах – искорки смеха, словно и не было войны, крови, смерти. Бабулечка, я никогда не видела тебя, не разговаривала с тобой: когда я родилась, тебя уже не было. Так что я знаю о тебе из рассказов моей тети.
1941 год. Небольшой украинский городок Ромны в Сумской области, который славится своей давней историей. Моей бабушке всего 16. Впереди была счастливая жизнь, полная планов, мечтаний. Все оборвалось 22 июня. В сентябре в город вошли фашисты. Отец ушел на фронт, а она, совсем еще девочка, осталась в оккупации с больной мамой на руках. 10 ноября Ромны содрогнулись от содеянного фашистами преступления: в лесу под городом было расстреляно 3 тысячи жителей, в основном - неугодные фашистскому режиму коммунисты и евреи. Бабушка рассказывала, что ее маму вместе с ней вели в той длинной колонне смертников на расстрел как дочь и жену коммуниста. Прапрадедушка Сергей Карасев воевал у Буденного, именно там с ним служил боевой товарищ, восточным именем которого была названа дочь. Окончив Высшую школу рабоче-крестьянской милиции в Москве, работал на руководящих должностях. В последний момент их спас, вытолкнув из колонны, полицай (их сосед) объяснив немцам, что отец перед войной не жил с семьей.
Красивая девочка с характером непокорного мальчишки всегда была смелой, и могла постоять за справедливость… Моя бабушка, как ты смогла пережить этот ад оккупации?
Однажды бабушку остановил немец, и, протягивая ей оружие, спросил, сможет ли она попасть одним выстрелом в листик на дереве? «Конечно», - с уверенностью ответила юная Саида. Стреляла она прекрасно, потому что училась этому на курсах Ворошиловских стрелков. Поэтому выстрелила - и попала. «Партизан! Партизан!» - закричал немец. Она еле унесла ноги, и в следующий раз была осторожна.
Вскоре умерла ее мама, от отца тоже не было вестей. Как потом выяснилось, он погиб в 1942 году в боях за Кавказ. После освобождения города в 1943 году бабушка вместе с Красной армией ушла на фронт. Там она служила радисткой, обеспечивала жизненно необходимую для наших бойцов связь. Войну закончила в Кенигсберге, современном Калининграде. Бои за этот город отличались особой ожесточенностью.
Память о советских воинах увековечена в монументе «1200 гвардейцев», расположенном в центре города Калининграда. За мужество и отвагу моя прабабушка Карасева Саида Сергеевна была представлена к награде медалью «За боевые заслуги».
В Центральном архиве Министерства обороны сохранился наградной лист от 18.05.1945 г.: «В боях по очищению косы Фриш-Нерунг от остатков восточно-прусской группы немцев с 01.05.1945 г. по 07.05.1945 г., обслуживая радиосвязью штаб дивизии в трудных и сложных условиях боевой обстановки, под обстрелом артиллерии противника поддерживала бесперебойную радиосвязь командования с подразделениями и частями, ведущими бой. Достойна правительственной награды».
Мы это помним
В начале 50-х бабушка приехала на Донбасс, восстанавливать шахты, да так и осталась в Свердловске, и наш род продолжился на шахтерской земле. Мои папа и мама, сестра, тетя – все родились здесь.
На Донбассе уже 6 лет рвутся снаряды и гибнут люди - на моей земле идет война. Те же места, что и во время Великой Отечественной, становятся местом подвига и славы уже современных солдат: Саур-Могила, Изварино под Краснодоном, село Хорошее под Станицей Луганской… Могла ли ты предположить, бабушка, что так будет? Могли ли они, все наши бабушки и дедушки, знать, что будут разрушать памятники и захоронения советских воинов, переименовывать улицы именами фашистских пособников? Но даже если бы и знали, все равно поступили бы так же. И мы это помним».
«Погиб смертью храброго воина»
- К сожалению, как это бывает, информацию о павших в боях воинах приходится собирать буквально по крупицам. С маминым родным братом Федором Ивановичем Селезневым я не была знакома, - говорит Ирина Арман, - ведь он погиб до моего рождения, так что знаю о нем немного. Однако, чем больше я всматриваюсь в фото, на котором запечатлен паренек в пилотке набок, тем больше понимаю, как я похожа на своего дядю, да и родственники это подтверждают. Родился Федор в семье железнодорожника в 1921 году в Курской области, деревня Кремяново. Семья была большая – два брата и четыре сестры. Когда была жива мама, и было у кого спросить – эти подробности не сильно интересовали, а когда захотелось разузнать – к нашим услугам оказалась только скудная информация из военного архива. Несмотря на то, что сильные бои проходили на его Родине, последний приют он нашел на Родине Балтийского флота – в г. Лодейное Поле.
Как свидетельствует полевая тетрадь: «Командиру отделения сержанту Селезневу была поставлена задача 20 июня 1944 года в осуществлении общей операции по форсированию реки Свирь. С группой разведчиков в передовых цепях он переправился на берег противника. Им же производилась разведка широко оборонительных мероприятий отступавшего противника. Сержант Селезнев с честью, мужественно выполнил свою задачу. Продвигаясь вглубь обороны противника, Федор Селезнев резал проволоку, и снимал подрывные заграждения, тем самым блокировал его, обеспечив продвижение советских стрелковых цепей. Сержант Селезнев вступил в бой с фашистами, засевшими в ДЗОТ, и погиб смертью храброго воина».
Жизнь дяди оборвалась в 24 года. Не то, что мы, а уже наши дети перешли этот возрастной рубеж. Многие говорят, что мой внук похож на меня, так что, соответственно, – и на двоюродного прадеда. Но судьба у него будет другая, ведь именно за это храбрый воин Федор Селезнев отдал свою жизнь.
Лилия Голодок
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».