Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Лица Победы Свердловска

10.06.2020  09:00
17

Вглядитесь в эти лица, загляните в их глаза. Именно им мы обязаны мирным небом над головой - свердловчанам, которые в страшные годы Великой Отечественной войны приближали миг Победы. К 75 годовщине ее окончания «ТГ» публикует фотопроект «Лица Победы» и выдержки из воспоминаний ветеранов


Пономарева Тамара Васильевна

Возраст: 94 года

На фронте: была кухонным работником в саперном батальоне

О начале войны

Когда началась война, мы сдавали экзамены в школе в с. Рафаиловка Луганской области, где я жила. Постепенно к нам приближалась линия фронта, поэтому бомбить стали чаще. Все взрослое население и нас, школьников, «гоняли» копать окопы.

О выборе

В 1942 году, когда мимо нашего села отступал 44 саперный батальон, я и несколько девчат (были даже замужние) ушли с ними. А иначе немцы отправили бы меня на работы в Германию. Чтобы взяли в Армию, я в сельском совете попросила, чтобы в справке о рождении прибавили год. Так и получилось, что мне стало 18 лет.

О работе

Фото на долгую память с солдатом-победителем

Уставали иногда до такой степени, что когда выпадала возможность упасть поспать, это было настоящим счастьем. Но стоило прозвучать команде - и ты вскочил, и побежал.

Саперы делали свое дело, а мы занимались на кухне, варили им кашу, пилили дрова. Повар готовил мясо для солдат, и его было вдоволь, - брошенные лошади и коровы были всегда под рукой. Также варили чай из трав. А когда все было готово, приезжал дядя Коля на бричке, загружал 3-4 котла и возил солдатам.

Был у нас татарин, у которого вместо котелка, было небольшое ведро. Когда раздавали всем паек, все оставшееся складывали ему в это ведро. Он все съедал, но и работал потом за двоих, копая противотанковые рвы. Ну, и сухпаек всем солдатам выдавали, в нем было печенье, табак, сахар, конфеты. Мы менялись между собой продуктами. В основном мужчины отдавали нам сладости.

О страхе

Тамара Васильевна с мужем и сослуживцем

Страшно было при бомбежках и обстрелах только вначале. Со всех сторон кричали, чтобы прятались, так мы бежали, сломя голову, в ближайшее укрытие. Обычно сначала прилетала немецкая «рама», а за ней, через какое-то время, самолеты, что бомбили. Но со временем к этому привыкаешь, и уже не страшно.

О необычной находке

Однажды в лесу мы собирали для кухни траву, похожую на щавель. Вдруг заметили, как вдалеке на солнце что-то блестит. Когда подошли ближе, оказалось, что это немец лежит убитый, а блестят его золотые зубы.

О силе слова

В 1943 году, как и некоторые мои сослуживцы, я заболела малярией. В то время мы стояли в Грозном, в Чечне. Мой будущий муж, на тот момент младший лейтенант, отправляя меня домой, пообещал, что если жив будет, то найдет меня после войны обязательно. И нашел! Мы прожили вместе с ним всю жизнь.


Василий Демьянович Русанов

Возраст: 94 года

После войны:  работал мастером по ремонту обуви

О начале войны

В нашем хуторе радиоточки не было, но у кого-то был детекторный приемник, и так мы все узнали, что началась война. Мы с ребятами побежали в районный центр и слушали Левитана.

Мы были слишком малы, чтобы понять весь ужас происходившего. Поэтому наступление немцев восприняли с интересом. В армии фашистов на нашем направлении (г. Валуйки) было очень мало немцев, в основном итальянцы и мадьяры. Когда они застревали в снегу (его было очень много), мы им иногда даже помогали откапывать технику.

Об обстреле

По железной дороге рядом с селом однажды рано утром проехал бронепоезд. Он провел такой обстрел, что разнес все вокруг, «перемолол» все село. Мы с пацанами спрятались в балку, которая была естественной преградой. Так и спаслись.

Иногда прилетала «рама» в разведку, а в скорости самолеты бомбили всю округу. Было очень страшно.

О мобилизации

К концу 1942 года мне было 17 с половиной лет. Как только выгнали из нашего села немцев, в районе организовали военкомат, и призвали в ряды Красной Армии всех, кто подходил по возрасту.

Никто из призывников не проходил комиссию или обучение. Из одежды на мне были пальто матери на вате и домашняя шапка. Беднота была страшная: валенцы протерлись на пятках, из дырок сыпалась солома, которую клали туда для сохранения тепла.

Попали мы на Харьковский фронт в пехоту, 280 дивизию, 1231 стрелковый полк. Поскольку у меня была грыжа, меня определили в обоз. Там я ремонтировал обувь, и устранял поломки гужевого транспорта.

Помню, город Харьков четыре раза переходил из рук в руки воевавших сторон. А когда победа стала за нашими, мы в обозе подошли к нему ближе, а поле боя было черного цвета. Несмотря на глубокие снега (по пояс), его не было видно - огромное поле было усыпано трупами. Лошади тянули на санях оружие, а под полозьями лежали и наши солдаты, и вражеские. И никто их не объезжал, это просто невозможно было сделать.

О победе

1945 год я встретил на Одере, вместе с американцами по обеим сторонам реки. Мост был взорван, и они пробирались к нам по развалинам. Им очень нравилась наша украинская махорка, и за нее в обмен они несли пакет сладостей и консервов. Общаться с ними нам первое время разрешали, а после приказа Жукова закрыть границу, стало строго, и их уже не пропускали.

Узнав о победе, ребята от счастья стали подбрасывать командиров в воздух. Они очень радовались тому, что народ выдержал такое испытание.

Надежда Коломиец

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».