Легендарные свердловчане: каким нам запомнился Макаренко В. Д.
Василий Дмитриевич Макаренко родился 13 октября 1930 года в с. Донцовке Новопсковского района Луганской области в семье крестьян. В 1937 г. пошел в школу. В 1947 году окончил десятый класс, и поступил в Лисичанский горный техникум. По окончании работал на Краснодонской шахте №2-бис главным механиком. В 1960 году после окончания Днепропетровской горной академии Василий макаренко приезжает в г. Свердловск, устраивается главным механиком на шахту № 71, но вскоре возглавляет ЦЭММ. В 1969 мастерские преобразованы в рудоремонтный завод .
1 сентября 1987 года СРРЗ переименован в машиностроительный завод. Это годы расцвета предприятия, где работали несколько тысяч человек, производивших около 70 наименований изделий, которые пользовались спросом. О заводе заговорили не только на Донбассе, но и в Москве. В 1996 году предприятие было преобразовано в ОАО «Свердловский машиностроительный завод», директором которого до приватизации 2006 года оставался Василий Дмитриевич.
Несмотря на режим самоизоляции, 4 мая город облетела печальная новость – на 90-м году жизни умер Василий Дмитриевич Макаренко. Ни у кого из людей старшего поколения не возник вопрос: «Кто это?» Потому, что каждый свердловчанин знает патриарха машиностроения, обладателя ордена Ярослава Мудрого, Заслуженного машиностроителя Украины, кавалера знака «Шахтерская слава», Почетного гражданина города, человека своего дела, который 46 лет возглавлял «Машзавод»
Когда молодого и перспективного главного механика шахты №71 заметили в тресте «Свердловуголь», и назначили руководить подведомственными Центральными электромеханическими мастерскими, началась история «Машзавода», которая тесно переплелась с судьбой его руководителя.
Свое предприятие нужно любить
О Василии Дмитриевиче в городе просто ходили легенды как об образцовом управленце. О своем наставнике и старшем товарище на страницах «ТГ» рассказывает Аркадий Абузов, который был знаком с ним более четырех десятков лет.
- Я пришел на завод в ноябре 1979 года, поступил механиком второго цеха, и с Василием Дмитриевичем познакомился сразу на приеме, – говорит Аркадий Николаевич. – В ту пору он являлся в городе человеком известным, и я был наслышан о нем как о строгом и требовательном руководителе. То, что это правда, узнал приблизительно через год-полтора, когда стал работать более тесно.
Старательных работников он всегда отмечал, и сразу продвигал по службе. Могу подтвердить это на собственном примере – после механика я стал замначальника, а буквально через полгода - начальником цеха, при его участии я стал секретарем заводской партийной организации. После чего я прошел в буквальном смысле слова его «школу».
На нарядах мы встречались практически каждый день. Я смотрел и учился результативному руководству. Директор выслушивал каждого начальника цеха, начальника участка, вникал в суть проблемы, но за каждый недочет давал серьезного нагоняя. Потом раздавал поручения начальнику снабжения обеспечить участок всем необходимым. Для этого подключал экономический отдел, а если какие-то вопросы возникали по оплате труда, то и бухгалтерию. В общем, в решении проблем участвовали все службы, потому что для Василия Дмитриевича на первом плане было производство, то есть обеспечение всех цехов и участков всем необходимым для того, чтобы завод работал на полную мощность. Однако всю производственную цепочку он контролировал лично. Ежедневно в 12 часов уезжал на обед, а возвращаясь, заезжал с грузовой проходной, и оттуда начинал обход цехов. Рабочие не стеснялись подходить к нему с просьбами и вопросами, и он не считал зазорным выслушать каждого.
Директор проводил совещания не только в «Рудуправлении», а и в цехах, приглашая службы, которые тормозили производственный процесс, и не взирая на должности, при рабочих убедительно чихвостил ИТР, и после сам контролировал исправление ошибок.
Василий Макаренко в молодости
По личным вопросам к нему тоже обращались: он вел прием два раза в неделю, как сейчас помню – вторник и пятница. Получив должность секретаря парторганизации, я участвовал в таких встречах. В день приходило человек по двадцать-тридцать, и каждый со своими проблемами. Одному нужно оказать финансовую поддержку, другому помочь углем или стройматериалами. Он всегда старался оказывать содействие человеку, работяги были всегда на первом плане, а потом уже все остальные.
Вместе мы проработали 27 лет. За эти годы он ни разу не отступил от своих принципов – это был монолит, сейчас таких руководителей нет. В постоянном напряжении держал людей, завод, и главное – себя! Я научился у него ответственно относиться к порученной работе, уверен, что этому учились и другие, потому что так делали все. Я полюбил завод, старался так, как он относиться к людям. Это мой наставник и учитель. К сожалению, таких людей, как он, уже на заводе не будет, потому что его можно назвать лучшим представителем своей эпохи. Я и сейчас считаю его образцовым руководителем. Люди, которые требовательны к себе и окружающим, никому не дают покоя, при таких руководителях застоя не бывает. Василий Дмитриевич двигал завод и всех нас.
Строгий руководитель и добродушный человек
Это совсем не значит, что меня постоянно гладили по голове, за недоработки тоже доставалось наряду с другими. После жесткого нагоняя, возможно, и были сиюминутные обиды, но как только отхлынули эмоции, ты понимаешь, за что тебя отругали, так что обижаться было бессмысленно, надо делать выводы и работать дальше. Начальник он был жесткий и требовательный, при этом очень добродушный человек.
Василий Макаренко: «Предложения были самые разные, звали в Москву. Но умный человек сказал мне: «Держись трубы, она никогда не подведет, не изменит». Под трубой подразумевался завод. Всю жизнь я и держался за него, и никогда об этом не пожалел»
Я не раз бывал с директором в неформальной обстановке – общаться с ним было легко и приятно. Сначала он был центром компании – говорил тосты, много рассказывал, но со временем уходил в тень, в общем, здесь с ним все были на равных. Однако, даже отдыхая, он думал о работе. На Черноморском побережье Кавказа от завода была своя база отдыха. В Архипо-Осиповку он выезжал каждый сезон, иногда брал с собой своих товарищей, и не только оздоровиться, но и сферу отдыха держал под контролем.
Он был интересный рассказчик, ведь на своем веку повидал многое. Его трудовой путь начался еще в «сталинские времена». Думаю, что именно в те годы он прошел настоящую закалку. Мне особенно запомнился один рассказ. Когда он работал еще в Краснодоне на шахте 2-бис главным механиком, под землей случилась большая поломка. Чтобы запустить лаву, он двое суток провел в шахте. Утром вышли на-гора голодные, уставшие: «Я сижу, – рассказывал он, – подходит ко мне мужик в кожаном пальто и спрашивает, кто я такой. Я представился, ответил, кем работаю, рассказал за поломку, а после спросил: «А вы кто? – «Я? Лазарь Каганович!» Тогда наркомом промышленности приезжал в Луганск, проводил совещание с руководителями угольной промышленности, и посетил именно эту шахту. Эту историю он вспоминал часто. Он общался со многими высокопоставленными людьми, к примеру, с министрами. Уважительно отзывался о многих, но чтобы кто-то для него был особым примером, я не припомню, ведь он сам был живым примером для всех. В 7 утра являлся на работу и около 18.00 уезжал. Правда, каждый день ездил домой обедать. Светлана Георгиевна часто сетовала, что из-за такого графика, мужа дома практически не видит. Тем не менее, как настоящий мужчина, к семье он относился с любовью, с трепетом рассказывал о к дочери Галине, а вот непререкаемым авторитетом для него был его отец.
Нужно искать выход, и решение обязательно найдется
В 2005 году ему исполнилось 75 лет, и ему предлагали к этой дате с почестями уйти, но он сказал, что будет работать. С того момента ему суждено было проработать несколько месяцев.
Когда Дружковским машзаводом был выкуплен контрольный пакет акций, никто до последнего не верил, что нас могут приватизировать. Чтобы завод оставался акционерным обществом, его директор бился на всех уровнях, обращался в Луганский отдел госимущества, Минуглепром, но все тщетно. Когда в апреле 2006 года приехали новые хозяева, сразу провели собрание – заводчан был полный клуб. Люди кричали, возмущались, но судьба предприятия, а с ним и его директора, была уже решена.
Василий Макаренко: «Я старался не отрываться от людей, без них я никто»
Оказавшись в 2010 году на месте Василия Дмитриевича, я поступал, как он нас учил, как делал сам. В первую очередь выслушивал рабочих, однако обстановка и положение к тому времени в корне изменились, Василий Дмитриевич действовал самостоятельно, а у меня уже были «руки связаны». Меня гоняли в Донецк чуть ли не каждый день, были моменты, что открыто упрекали: «Может, давайте вернем Макаренко?» Я был согласен освободить место человеку, который действительно этого заслуживал. После ухода с завода Василий Дмитриевич не остался сидеть дома почетным пенсионером. В скором времени был избран председателем совета почетных граждан города, и долго занимался социальной работой. Бывшего директора часто можно было встретить в городе, особенно в праздники – на 9 Мая, День шахтера.
Когда Василий Дмитриевич был вынужден оставить руководство завода, мы постоянно держали связь с ним – каждый год 13 октября приезжали поздравить с днем рождения. Группа собиралась довольно большая, человек 8-10 – заместители, начальники цехов. Мы делали это от души, и нас встречали радостно, с обязательным застольем. Так что в гостях у Василия Дмитриевича мы проводили часа два-три. Отпускал он нас с неохотой, порой провожал со влажными глазами, а после этого всем рассказывал: «Вот заводчане приезжали! Меня не забывают!» Тем не менее, уход из завода отразился на его душевном подъеме: мне кажется, после этого он быстро постарел. И несмотря на то, что двери предприятия за ним закрылись, он переживал за все, что происходило с заводом, принимал близко к сердцу. Ведь он хотел, чтобы люди относились к заводу с любовью, как и он.
Отвечая в своем последнем интервью «ТГ» в октябре 2016 года, на вопрос корреспондента о дальнейшей судьбе «Машзавода» Василий Дмитриевич ответил: «Ну, цеха есть, оборудование – тоже. Нужно упорно искать выход, и решение обязательно найдется».
Лилия Голодок
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».