Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Лица Победы

Свердловск
03.05.2020  17:24
12

Вглядитесь в эти лица, загляните в их глаза. Именно им мы обязаны мирным небом над головой - свердловчанам, которые в страшные годы Великой Отечественной войны приближали миг Победы. К 75 годовщине ее окончания «ТГ» публикует фотопроект «Лица Победы» и выдержки из воспоминаний ветеранов


НИКОЛАЙ АКСЕНТЬЕВИЧ ДЕДОВ

  • Возраст: 99 лет.
  • Боевые награды:

орден «Отечественной войны», «За мужество», медаль «За боевые заслуги».

О срочной службе

Осенью 1940 г. был призван. В армии из десятиклассников создавали спецподразделения с одногодичной службой, чтобы можно было быстрее поступить в вузы, т.к. народному хозяйству нужны были специалисты. Так я оказался в отдельном полку зенитной артиллерии на острове Нарген, который находится  при входе в бухту г. Баку. Наш артдивизион прикрывал небо над городом, который был центром нефтяной промышленности. Никакой «дедовщины» тогда  в армии не было, только  иногда «старики» по­доброму могли пошутить над нами.

После присвоения звания младшего лейтенанта всех демобилизованных привезли поступать в артиллерийское училище. Сюда же приехал  и вербовщик из Мелитопольского авиационного училища штурманов дальнего действия. Желающих поступать в Мелитополь оказалось человек 20, в том числе и я, однако, после медкомиссии в училище осталось только шестеро. Теоретические и практические занятия  по фотосъемкам, ориентированию и бомбометанию проходили на самолетах ТБ­-3 и ТБ-­7. Тренировочные бомбы сбрасывали в озеро Молочное, что в Запорожской области. Нас готовили по ускоренной сокращенной программе, так как в воздухе уже пахло войной.

О НАЧАЛЕ

22 июня 1941 г. немцы бомбили многие наши  города, в том числе и Мелитополь. Самолеты Р­-5 , Р-­6 и бомбардировщики улетели защищать Запорожье, и почти все они не вернулись, так как были старой конструкции и не выдерживали конкуренции в боях. Наше училище в 13­-и эшелонах эвакуировали в Саратовскую область, в г. Новоузенск для продолжения учебы. Она была в основном теоретическая, т.к. учебных самолетов не было, а сводки с фронтов были все тревожнее и тревожнее.

Ранней весной 1942 г. начальник училища зачитал нам приказ Главкома Сталина о том, что ввиду отсутствия материальной части (самолетов) весь состав училища направляется в наземные войска, так я оказался в артиллерии. В г. Вольске на Волге была сформирована 65-ая мотострелковая бригада полностью из бывших курсантов.

Я оказался в составе отдельного зенитно­артиллерийского дивизиона командиром орудия. Нашу бригаду отправили на фронт, где она вошла в состав первой танковой армии, которая находилась к западу от Москвы. Командовал армией генерал-­лейтенант Катуков. Армия входила в состав первого украинского фронта маршала Конева.

О ПЕРВОМ БОЕВОМ КРЕЩЕНИИ

На привале, 1944 г.

Его я получил километров за 10­-12 от линии фронта. Ясным солнечным днем при остановке на обед, на деревню, где уцелела только одна церковь, налетели самолеты и начали бомбежку. Сгорело два орудия, погибло 9 человек, было много раненых. Здесь мы впервые увидели смерть своих товарищей, чьи останки сами собирали, хоронили, а затем после всего пережитого дня три не могли есть. Это было кровавое знакомство с войной.

О ПРИМЕТАХ

На этом участке фронта бригада понесла большие потери и ее расформировали, а наш артдивизион передали в сотую танковую бригаду  шестого корпуса первой танковой армии, где я воевал почти до конца войны.

На фронте всегда бытовало мнение, что если на участок  прибывал Жуков,­ будет наступление. Так было и летом 1942 г. Наступление началось в районе г. Ржева, где вместе с пятью товарищами при выполнении боевого задания чуть не попали в плен.

Нашу мобильную армию часто  перебрасывали  с одного фронта на другой, в тот раз погрузили в эшелоны и перебросили в район, где немцы к северу от Москвы в районе г. Демянск вклинились в оборону Красной Армии. Мы не успели еще полностью разгрузиться и вступить в бой, как противник выровнял линию фронта и отступил.

О ПРЕИСПОДНЕЙ НА ЗЕМЛЕ

К лету 1943 года обстановка на фронте была не такая, как в начале войны. Появились новые самолеты, танки,  «Катюши» и другое вооружение в достаточном количестве. После поражения немцев под Сталинградом они решили устроить новый Сталинград в районе Курска и Орла. Стали снимать части с других фронтов и направлять в этот район.

Нашу армию перебросили в район с. Прохоровка, где впоследствии шли тяжелейшие бои. Всю панораму боя знало высшее командование, а мы находились в конкретном месте, которое иначе как ад не назовешь.

С рассвета до глубокой ночи - воздушные бои, бомбежки, более 800 танков вступили в бой, тысячи орудий, минометов и другого вооружения. И это все на сравнительно небольшом участке земли. Утром  из бригады уходило в бой 20-­30 танков Т-­34, а целыми возвращались 3­-4, остальные горели на поле боя вместе с экипажами. Следующим утром эшелонами привозили новые танки, которые сразу шли в бой. Так продолжалось несколько дней до тех пор, пока не была сломлена немецкая оборона.

В один из дней наш артдивизион атаковали восемь «Юнкерсов­-88», семь  отбомбились и улетели, у нас тоже кончились осколочные снаряды. А восьмой самолет прицельно пошел в атаку на нашу позицию, бомба угодила прямо в центр нашей батареи, конец воронки находился в метре от нашего окопа. Нас с товарищем засыпало, оглушило, контузило, 12 человек погибло, было много раненых. И это только в одной батарее из четырех пушек за считанные минуты! Тогда остаться в живых было великое счастье! Но уже было ясно, что немцы проигрывают войну, а впереди было еще два года тяжелых боев.

О ПУЛЯХ В СПИНУ И В ЛИЦО

На перекуре, 1944 г.

Все теперь не вспомнишь, да и трудно это. Вот некоторые эпизоды, которые были в те годы.  Бои в  Западной Украине, когда не знал, откуда получишь пулю. В частности, после освобождения Львова  и прохождения через него - летящие пули в спины наших бойцов от вояк ОУН УПА.

Зимой 1944 года, преследуя немцев в районе г. Винницы, сплошной линии фронта не было. В один из дней мы ночью в заснеженной степи при сильном морозе метались по полю в поисках противника. Потом сидели на жалюзи танков, чтобы согреться. К утру разведка донесла, что на одном из участков в районе деревни Степное немцы перешли в контратаку. Наше командование бригады, зная направление удара противника, устроило засаду в этом селе, замаскировав танки и орудия в сараях, за домами вдоль улицы, которая шла с запада на восток.

Утром немецкие мотоциклисты (их разведка) проследовали через село, не обнаружив нас. Танки противника свободно втянулись в  село. Мы огонь не открывали, чтобы они растянулись через все село, а потом одновременно из орудий танков и артиллерии, из засады открыли огонь по немцам в начале улицы и в конце.

Таким образом подбитые танки закрыли выход из села, и мы добили средину. Ни один танк противника не вышел из села. Их было около 30. У нас потерь в этом бою не было. Днем после боя бригаду построили, и командир полковник Пименов вручал награды. Я получил медаль «За боевые заслуги».

Уже после войны, когда смотрел фильм, где командир части (артист А.Папанов) после боя вручал на улице награды бойцам и говорил: «Все, что могу», я вспомнил и этот наш эпизод под Винницей.

О СЛУЧАЙНОСТИ

После одного из боев в 1944 году меня приняли в партию. В составе первой танковой армии с боями  прошел Польшу, воевал на Сандомирском плац­дарме. Участвовал в освобождении Венгрии, Чехословакии.

В  январе 1945 г. после контузии и ранения  я был отправлен в госпиталь г. Киева, затем Новоград-­Волынска. Попал в 234 запасной полк Центральной группы войск, откуда бывших раненых распределяли по частям.

Несмотря на то, что мы писали прошения вернуть в части, где воевали до ранений, читая мое заявление кому-­то из командования штаба понравился мой почерк, и поэтому оставили в штабе полка, где последние три месяца войны я и прослужил. Полк находился километрах в двадцати от линии фронта. Может, поэтому и остался жив. Демобилизовался в декабре 1945 года.

 Надежда Коломиец

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».