Чуткость и внимание взять из книг нельзя, из сердца – можно
Мою собеседницу Марию Петровну Безгинскую, почетного гражданина города Свердловска, знают в нашем районе очень многие. А как по-другому? В юности она проработала 10 лет медсестрой и еще 47(!) лет – врачом в нашей городской больнице. Она не просто врач, это доктор из тех, которые лечат не только правильно подобранными препаратами, но даже простым словом и материнской лаской. Мария уделяла особое внимание каждому, кто просил о помощи. Поистине, медицина - ее призвание
С 1975 года она «Отличник здравоохранения», с 1985 «Заслуженный врач УССР». Более 20 лет была председателем совета ветеранов медиков. Знала, когда у кого день рождения, кому плохо, а кому помощь нужна срочно. Шла навстречу, решала необходимые вопросы. «Тогда, когда я начинала, участников боевых действий (а это в основном санитарочки и медсестры) было 40 человек. Сейчас осталось трое».
Громко стучат часы в квартире, где мы одни, отсчитывая минуты, часы, года. Почему-то в полной тишине их ход особенно ярко слышно. Мария Петровна живет одна, перенесла инсульт после трагической смерти сына. И только благодаря, по ее мнению, отличным врачам местного профилактория, где прошла хорошую реабилитацию, она сохранила счастье движения и довольно хорошую память. «В Луганске живут все мои: сестры, которым 90 и 80 лет, невестка, внуки, правнуки, которые звонят каждый день, справляются, как я здесь?
Сына и мужа похоронила, значит, автоматически перешла в разряд одиноких. Далеко не сразу, но смирилась с тем, что по документам считаюсь безродной. От осознания этого, наверное, неделю не могла спать. Долго отказывалась от предложения помощи терцентра, зная, что у них есть действительно беспомощные подопечные, а я все-таки потихонечку хожу, сама себя обслуживаю. Но в итоге пришлось. Где не справляюсь, прошу помощи у социального работника.
Также приходит моя знакомая, которой в жизни я когда-то помогала. Она пообещала, что в свою очередь теперь меня не бросит в беде. Как же так в жизни получается? Всю жизнь старалась помогать и родным и чужим, а сама нуждаюсь в помощи. Званий много, но они не заменяют общения с родными. Я давно знала такой закон нашей жизни: пока работаешь – нужна всем, а стала домохозяйкой - не обижайся, но редко кто вспомнит...»
Войну пережили, разруху и голод...
Мария Петровна прожила жизнь, которую сладкой не назовешь. Небольшого роста, статная, всегда ухоженная как настоящая леди, приветливая. Сторонним людям может показаться, что у таких женщин проблем нет и никогда не было. Однако…
«Я из Новоайдарского района, где у родителей, простых рабочих, был свой домик и усадьба огромная. Когда началась война, мне было 5 лет. Помню, что все взрослые сельчане рыли окопы. Поэтому пришлось старшей десятилетней сестре быть нам за маму: готовить, содержать быт. А я ухаживала за только что родившейся младшей сестрой.
Голод 1947 года пережили очень тяжело, приходилось мне в лесу откапывать в течение целого дня съедобные корешки для супа. Они мелкие, как зерно, и получается их к вечеру только горстка, как две ладошки. До сих пор помню этот ужасный запах, который они при варке создавали. Собирали также траву, перекати-поле, все перемалывали до состояния муки, из которой пекли оладьи. Так и выжили.
С войны вернулся папа, но пожил только несколько лет после Победы. Седьмой класс с отличием я закончила в Луганске. По настоянию директора школы, мама отдала меня учиться. Но ее условие выбора профессии было таким, чтобы я добиралась до училища пешком (не было даже лишнего пятака на трамвай). Так привела меня судьба в медучилище при областной больнице.
Однажды в отделении, где я после работала, пришлось выхаживать преподавателя мединститута, которая после выздоровления настояла, чтобы я училась дальше. И стала я работать и учиться теперь уже в институте. Первых два года - на вечернем отделении, а работала днем. А потом перевели на дневное. На втором курсе я вышла замуж. С мужем, Николаем Сергеевичем, который был шахтером с 16 лет, снимали квартиру. По окончании института, по направлению приехала и осталась жить в Свердловске. Главный врач
Ю. В. Некрылов, как и обещал, обеспечил жильем как молодого специалиста, т.к. врачей не хватало, особенно участковых терапевтов.
И если бескорыстен ты, ты - врач!
Если врачу честно относиться к своим обязанностям, его работа становится неимоверно тяжелой! Очень тяжелой! Если готов страдания людские через себя пропустить, а это ой как непросто, учись и работай! А иначе иди работать в колхоз, на завод, в шахту куда угодно! Расскажу случай, ставший для меня очень важным.
Моя мама перед смертью лежала после операции в палате на четырех лежачих пациентов. Зайдя туда, я заметила, что на подоконнике стоят полные тарелки с супом. А мама говорит: «Уже дважды заходил врач, трижды старшая и палатная медсестры, и не заметили, что мы голодные лежим. Запомни мои слова: хочешь быть врачом - будь таким, как надо. А если не можешь - брось институт, пожалуйста».
Мария Петровна в кругу родных людей
Четверть века «отутюжила» на самом тяжелом участке «нахаловка», «цыганский хутор» и 7 лет прицепом «вела» Должик совершенно бесплатно. Тогда не было столько отделений, но я старалась при необходимости оказать помощь остро нуждающимся. Если вижу сложный случай - я каждый день у больного, без всякого вызова, до тех пор, пока ему не станет лучше.
В течение почти трех десятков лет я была ответственным врачом по ведению гематологических больных, и тоже в нагрузку - бесплатно. Гематология – раздел медицины, изучающий кровь. Чтобы разбираться в ней, надо знать все обо всем. Полностью. Поэтому всю жизнь училась и работала. Прошла курсы по этому профилю в Луганске, Киеве, Москве, Ленинграде. Раньше всех приходила на работу, и, не успевая принять всех желающих, позже всех уходила из стен больницы. Не молчала о проблемах перед начальством (за это недолюбливали), с лабораторией поначалу были конфликты. Последние 10 лет я работала гематологом. В 90-е годы, когда вообще никому не платили, подрабатывала на «Интерсплаве», получала 80 гривен, и это были по тем временам достойные деньги. Так мы опять выжили.
Определись, ты на стороне какой: болезни или доктора?
Хочу сказать, что больной может стать первым помощником врачу и самому себе в итоге. Многое, конечно, зависит от самого человека: если он вовремя приходит, то обычно есть возможность спасти и помочь ему. Раньше огромное внимание уделялось профосмотрам, на которых, действительно, ответственно относились к каждому, выявляли заболевания на ранней стадии. Но настали такие времена, когда женщины по нескольку лет не бывают на осмотре гинеколога. Довольно часто стали встречаться вопиющие случаи, когда осмотр «проводят» только на бумаге. Сложные и частые случаи встречаются после взрыва на Чернобыльской АЭС. Вообще, у большинства населения очень низкий иммунитет или его практически нет. Это предсказывали и довольно точно ведущие гематологи СССР на лекциях по данной теме.
Врач в первую очередь должен быть совестливым, добродушным, и каждого больного принимать, как своего родственника. А по-другому он не врач
Ну и, конечно, излучаемая радиация от гаджетов, куда от них деться? Разве она прибавит здоровья нашим детям и внукам? Советую обращать особое внимание на это, также на правильное питание, умеренное занятие спортом и стараться не брать близко к сердцу проблемы, которые «подкидывает» жизнь.
А над умершими, как над родными - плачь!
«Всегда добрым словом вспоминаю прекрасного хирурга Юрия Дмитриевича Бахтий. С гордостью могу назвать Л. Г. Тищенко и И. П. Никитину, которым помогала стать профессионалами: подсказывать, делиться своим опытом.
Сын мой тоже в юности хотел стать хирургом, но однажды представился такой случай, который все поставил на свои места. Попал в аварию сосед, замечательный человек, которых мало. По просьбе его жены, мы с сыном пошли в отделение, где врачи вскорости показывали мне знаками, что бессильны что-либо сделать. Через время доктор вышел в коридор со словами: «Спокойно, пациент умер». Жена, которая до этого безутешно рыдала, упала в обморок прямо на пол. А сын так тяжело это психологически воспринял, что ночью температурил до 40 градусов. Вот тогда он понял без всяких разъяснений и уговоров, что врачом не станет».
«Всякие пациенты были, в том числе неблагодарные» - часто вспоминает Мария Петровна случаи из практики, особенно в часы бессонных ночей. Молодых и не очень, с трагическими судьбами, с глупыми, несерьезными поступками, с красивыми и обычными лицами – всех их ей жалко.
«Дома появлялась редко, даже тогда, когда в гости приезжала мама. Она наготовит обед, а кушать мне его нет времени. Опять звонок в дверь или по телефону, опять нужна кому-то помощь, и я убегаю из дома до полуночи. Когда возвращалась, уже ни борщ, ни блины не надо - валюсь с ног от усталости. Но никогда не пожалела, что избрала эту профессию. Иногда и сейчас люди по старой памяти обращаются за помощью, как и раньше, я помогаю чем могу всем, безвозмездно.
Вспоминается грипп 90-х годов, были тяжелейшие случаи, очень похожие на те симптомы, которые описывают в коронавирусе. Однажды одновременно скорая доставила двух пациентов: 18-летнего парня и женщину за 60, которая от быстроразвивающейся двухсторонней пневмонии скоро умерла. А парня с большим трудом, но выходили всем отделением. Потом он работал в цирке, и однажды на концерте я услышала свое имя: радуясь, что остался жить, он посвятил мне свой номер! Жил на моем участке, если видел меня гделибо, всегда бежал с другого конца улицы, чтобы обнять и поприветствовать.
Есть просто врач…
А есть – с талантом Бога!
Таким, как водится, хвала и честь!..
Пусть, к сожалению, их не так уж много,
Но, слава Богу, что такие есть!
Надежда Коломиец
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».