Ребенок – не в углу, а во главе угла
Ольга Юрьевна Мязина воспитанию детей посвятила более полвека жизни, и давно собирается уходить на пенсию, но выпустив группу, набирает новую, и уже не может оставить их на полпути. Потому что привязалась она к ним всем сердцем, а детский сад «Лютик», в котором она работает «всю жизнь», давно стал для нее вторым домом. Несмотря на то, что в этом году она отметила свой семидесятый День рождения, Ольга Юрьевна полна педагогических планов на будущее. О своем отношении к детям и методах воспитания Ольга Юрьевна поведала читателям интернет-издания "Твой город".
- Когда я еще училась в школе, у нас была практика «воспитатель детского сада», и я по распределению попала в «Ромашку». По средам мы посещали детский сад, и проводили с детками занятие. В конце года заведующая Юркова Юлия Ивановна заметила мое отношение к детям, и предложила мне остаться работать в саду. После того, как детский сад «Лютик» выехал на дачу, здесь не хватало воспитателей, и мне предложили перейти сюда, так что в «Лютике» я с 1964 года. Увольнялась я только на учебу в Лисичанском педучилище, но возвратилась в свой детский сад, который стал для меня родным домом.
В детстве я часто играла «в школу» - сажала в рядок своих кукол, и преподавала им уроки. С детских лет я мечтала стать учителем, но получилось так, что попала на практику в детский сад, и мне понравилось работать именно с малыми детками.
-Как выстраиваете взаимоотношения с родителями?
- Когда я знакомлюсь с родителями на первом собрании, сразу говорю: «Я одна, а вас много, и у каждого свое мнение, которое может не совпадать с моим. Если что-то вам не нравится – подойдите ко мне, и мы все обсудим и найдем общий язык, ведь нам вместе еще сколько взаимодействовать!»
И меня понимают. Бывает, что я прошу родителей о помощи – часто нужна физическая сила, поэтому обращаюсь к папам. То есть прибить полочку в группе – проблем не возникает. Даже после выпуска с родителями остаются теплые отношения, а с некоторыми вообще встречаемся, как родственники.
Я слежу за жизнью своих учеников, правда, в свете последних событий уследить за всеми довольно сложно, потому что многие семьи выехали. Одна из моих выпускниц стала артисткой, и сейчас работает в Киеве. Когда Вера приезжала в Свердловск, я пригласила ее в детский сад. Она была под таким впечатлением от этой экскурсии, говорит: «Я просто возвратилась в детство!», внесла помощь саду, за что я очень ей благодарна.
Некоторые мои детки учатся, но многие уже давно определились с профессией. В больницу прихожу – встречаю врачей, медсестер, они меня узнают. Многие воспитанники стали учителями, в общем, выбрали интересные профессии. Вот моя выпускница приехала в отпуск из Москвы, и привела своего внука, сказала, что хочет только ко мне. Говорю: «Как же я вас не возьму, если вы мои родные!».
С юности, я никогда не проходила мимо ребенка, чтобы не отметить: «Какое красивое платьице на тебе!» Идет мальчонка в шортиках, крепыш такой, - ну как мимо такого мимо пройдешь, чтобы не улыбнуться! Однажды захожу в автобус, а там сидит девочка и плачет, но никому нет дела, и это при том, что на дворе уже сумерки. Оказалось, что девочка приехала к тете, а ее не оказалось дома. Вскоре к нам подключились другие люди, и все закончилось хорошо, тетю мы нашли. Я вмешиваюсь в воспитательный процесс даже на улице, если вижу, что родители просто перегибают палку, хоть и знаю, что в ответ получу. Недавно предстает перед глазами картина, которую видели многие. Идет молодая женщина с ребенком, где конфликт перерос все стадии: с дочкой истерика – по-видимому, мама что-то не купила, и подзатыльниками и тумаками старается успокоить дочку. Я подошла к ним, постаралась в первую очередь успокоить маму. «Да она меня уже вывела!» - «Ну, на то мы и мамы, чтобы иметь терпение и благоразумие. В общем, после того, как успокоилась мама, успокоился и ребенок. Иногда приходится встречаться с открытым хамством: «Не ваше дело!» Я считаю, что это общественное дело, мы же люди! А ребенка надо воспитывать дома с помощью доверительной беседы, а не принародно, кулаками. Ведь дети – это чистые создания.
Помню одну семью: у мамы пятеро детей, все – мальчишки, причем, от разных отцов. В то время работали круглосуточные группы, и у родителей появлялась «замечательная» возможность проводить время где угодно, вместо того, чтобы дома заниматься ребенком. Мама забирала сыновей в пятницу позже всех, а в понедельник – приводила самая первая. Видно было, как мальчики скучали. Может быть, мама свою нежность проявляла дома, но в саду я ничего подобного не наблюдала. Бывало, придет в сад: «Ванька, Колька, собирайтесь!». А вот эти дети в маме просто души не чаяли – обращались к ней только – «мамочка»! Все выучились, работали при должностях, только один из них пошел в рабочие, и будучи зрелыми мужчинами, так же любили свою мать.
Неприятно, когда встречаешь непонимающих родителей. Им говоришь, а они на тебя смотрят пустыми глазами. Иногда невозможно достучаться до родительского сердца, чтобы мама нашла общий язык с малышом. На данный момент у меня группа очень хорошая. Если ребенок шалит – поговорила с мамой, через пару дней приходит она и спрашивает: «Ну что мы там, исправляемся?»
-Что главное в воспитании детей?
- Воспитатель сам должен быть примером для детей, при этом надо быть достаточно эрудированным, потому что дети просто засыпают вопросами, причем, такими, на которые не сразу находится ответ. Вот увидел женщину в «интересном положении» - сразу возникает вопрос. Причем, варианты с капустой и аистом – это уже прошлый век, потому что современные дети знают больше, чем мы думаем. Приходится объяснять близко к естественному, обходя стороной небольшие нюансы, чтобы не нанести ребенку психологическую травму, или не вызвать лишний интерес.
Надо воспитывать так, чтобы детская душа не была черствой. Чтобы дети были отзывчивые и внимательные и за пределами детского сада. Бывает, приходят такие дети, которые, видя, что ребенок упал – смеются. Приходится объяснять, что человеку больно, и ему нужны помощь и сочувствие, - так дети учатся состраданию. Учим правильно взаимодействовать с природой: не обижать ни бабочку, ни букашку, заботиться о домашних животных, бережно относиться к растениям. Дети очень добрые, надо только им правильно все объяснить. Нам нужно не только добросовестно выполнять свою работу, даже просто любить ребенка – этого мало! К нему всем сердцем надо прикипеть, - вот тогда ты будешь настоящим воспитателем. У меня в группе нет любимчиков, вернее, они у меня все любимчики! Нельзя кого-то выделять, дети это остро чувствуют. Вот сажусь за стол: одна пришла – прижалась ко мне, вторая подходит. Стоит раскинуть руки – вся группа будет здесь. Я вытягиваю руки, насколько могу, а кого не могу обнять – по макушкам проглажу, чтобы они почувствовали мое прикосновение.
Есть выражение – плохих детей нет, есть плохие воспитатели. Надо понимать душу маленького человека. Вот был у меня случай: все детки играются, а одна девочка стоит, и у нее глазки «стеклянные». Ее никто не обидел, но она стоит в сторонке. Оказалось, что дома у нее неприятности, и девочка переживает. Я сразу успокоила ребенка, а вечером с папой провела воспитательную беседу, после чего он недели две в сад не появлялся. Я так считаю: хочется вам выяснить отношения – хоть кулаками разговаривайте, но не в присутствии ребенка!
Дети – это такая непосредственность, в каждом находишь свою изюминку. Даже тот ребенок, который постоянно «на голове ходит», по-своему уникальный ребенок. У меня был мальчик, абсолютно неуравновешенный, он плохо разговаривал. И вот сейчас его перевели в логопедическую группу, и мы друг за другом просто скучаем. Если его кто-то обидел, то когда мы встречаемся с ним на участке, он мне обязательно пожалуется. Соприкосновение с детскими душами – это самое приятное в моей работе.
- Бывает, на праздниках выступают одни дети – те, кто талантливее, а вот другие – не у дел…
- Только не у нас! Перед утренником на собрании родителям я сразу говорю: «Уважаемые мамочки, не обижайтесь, если ваш ребеночек на утреннике не выступит!». Ведь слов дается 4-5 строчек, и задействовать всех просто невозможно. Распределяемся так: первый утренник – эти дети выступают, на второй – следующие, и дальше. Особенно на 8 Марта – каждая женщина ждет поздравления от своего чада, и кроме него, просто никого не замечает. Поэтому, чтобы мамочки не уходили обиженными, в этот праздник четверостишье мы делим на двоих детей.
Вот у меня группа была полностью неговорящая, год трехлетние дети не говорили, просто общались мимикой. Начала обращать внимание родителей, половина из которых повела детей к логопеду, а другая половина воздержалась, махнув на это рукой. К старшему возрасту надо выговаривать все звуки, а тут – хоть бы к десятому классу выговориться. Вот я поставила на утреннике рядом и тех, кто уже выговорился, и тех, чьи родители считают, что «и так нормально», чтобы они увидели разницу. Вскоре после этого остальная часть отправила своих чад к логопеду.
- Вы разрешаете детям немного «побеситься»?
- Там, где есть острые углы – ни в коем случае, однако детям разрядку надо давать, но давая детям волю, нужен глаз да глаз. Я считаю, что если в саду стоит шум и гам – значит, дети полны жизни, тишина в таких заведениях должна быть только во время тихого часа. Мы иногда уходим подальше от жилых домов, в сторону огородов, дети складывают ладошки в «рупор» и кричат на полую силу. Детям надо давать выпустить пар, а вот конфликты стоит пресекать на корню, потому что выяснить, кто первый начал, очень сложно. Если ребенок совсем не слушается, тогда предлагаю ему выбор – или ты играешься с детками, или я тебя накажу – если ты не умеешь играться, значит, не будешь. Никто не хочет быть наказанным, все хотят играться. Можно просто переключить ребенка, к примеру, занять собиранием паззлов, рисованием. В общем, надо чем-то отвлечь. Кричать и ругаться – это не просто бесполезно – это опасно, потому что ребенок способен быстро обозлиться. Дети очень отзывчивы, не надо стесняться обращаться к ним за помощью: «Подай, пожалуйста, блокнот», «Помоги мне цветы полить». Тогда ребенок сам спрашивает, что ему еще сделать? Так же я в детстве воспитывала свою единственную дочь, она уже взрослая. Юля выбрала другую профессию – она фармацевт, внук выбрал компьютерные технологии. Судя по тому, как к дочери относятся сотрудники, могу сказать, что она на своем месте. Я не расстроилась от того, что дочь не стала работать с детьми. Я воспитывала ее так, чтобы она имела на все свое мнение.
- Как домашние относятся к вашей работе?
- Они уже привыкли, что я посвящаю себя работе. Если, к примеру, в гостях увидела интересное растение, говорю: «Отсадите, мне, пожалуйста, я на работу заберу» - этому уже никто не удивляется. Вы знаете, так же, как и домой хочется что-то взять, так и для работы. Они уже привыкли, и уже сами мне помогают в этом.
Я и дома о детях разговариваю. Иногда дочка спрашивает: «Мам, у тебя есть разговоры, кроме детей?». Ну как же я о них не буду говорить, когда они мои!
Я вольная, как кошка: надо задержаться на работе – пожалуйста, только нужно предупредить, чтобы не волновались. Живу в своем доме, и огород для меня – настоящая отдушина. Зимой вяжу, вышиваю, многое – для садика. Хочется больше внимания уделять дочери и внуку, так что на пенсию я собираюсь давно.
Дети, которые только приходят в сад, часто меня называют просто по имени - подходит девочка, берет за руку и обращается, как к подруге: «Оля, пойдем, я тебе куклу свою покажу!». Если уйду на пенсию, то меня и Олей никто не назовет (смеется). Моим первым выпускникам по возрасту я уже гожусь не в бабушки, а в прабабушки, но мои воспитанники меня (ни один) даже бабушкой не назвали. Значит, я еще могу работать!
Лилия Голодок
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».