Волшебный мир кукольного театра в посёлке Комсомольский Свердловского района
Благодаря проекту «Театр. Территории. Новое время» Красноярский театр кукол заключил соглашение о сотрудничестве с Комсомольским поселковым клубом, частью которого является детский кукольный театр «Буратино». В августе артист Алексей Белов с юными актерами Комсомольского клуба провел несколько репетиций, на одной из которых побывал наш корреспондент, а также устроил премьеру для родителей этих детей.
Новые возможности
– Наш театр создала Светлана Ивановна Скворцова. – говорит Нина Моисеенко, нынешний руководитель театра и директор клуба. – Наши детки занимаются с радостью, но, когда к нам приехал кукловод Алексей Белов, глазки у них вообще загорелись. Ведь от профессионального кукловода они получают более правильные навыки, чем в нашем любительском кружке. Это человек, который непосредственно работает с куклами. Алексей Михайлович показал много мастер-классов. Это полезно и поучительно для детей, и теперь эти навыки они будут применять на практике.
В дальнейшем мы планируем расширить географию выступлений, чтобы наши спектакли могли увидеть жители не только Комсомольского, но и всего Свердловского округа. Теперь все зависит от того, насколько девочки себя зарекомендуют.
Нашим юным актерам тяжеловато, потому что раньше они работали с перчаточной куклой, когда руку высунул из-за ширмы, а сам можешь подсмотреть в сценарий. Теперь ребята работают с планшетной игрушкой и они открыты на сцене, а их жесты и мимику видят зрители.
Я занимаюсь театром третий год. Мне очень хорошо помогает староста группы, Анастасия Прокопенко, она ведет занятия, часто меня подстраховывает. Она занималась у Светланы Ивановны с самого начала, и знает все подводные камни, которые могут встретиться в этом деле. Светлана Ивановна вложила в театр столько души, что бросать его не хочется!
Мы пообщались с юными актерами на одной из репетиций спектакля «Козленок, который умел считать до десяти».
Чтобы артисты видели себя со стороны – ведется видеосъемка
Арина Михайлова (роль коровы):
– Роль мне очень понравилась, я довольна. Сказка эта необычная, так что моему персонажу приходится мало того, что много бегать, так еще и таскать на спине теленка! В театре «Буратино» я занимаюсь около года. Мне очень понравилось работать с Алексеем Михайловичем.
Арина Попова (роль свиньи):
– Несмотря не то, что роль хрюшки девочки не торопились брать, я сразу согласилась. Это такой интересный персонаж, свинья такая смешная! Причем с истеричным поведением.
В театре я два года, правда у меня был небольшой перерыв, но я вернулась, потому что не могу без этого занятия!
В этом спектакле все по-другому, мне пришлось учиться громко произносить слова персонажа, ведь я люблю говорить тихо.
Елизавета Илько (роль лошади):
– Моему персонажу приходится много бегать. Лошадь такая важная. Она может и прикрикнуть, и пожалеть. Она похожа на многих бабулек. Несмотря на то, что в театре я уже три года, перед этой премьерой чувствую волнение. А вдруг слова забуду, хоть помню их отлично!
Ника Егоркина (роль козленка):
– Главный персонаж мне достался потому, что я чувствую, как он похож на меня. Он очень непоседливый, и в этом я узнаю себя! Он много бегает и всегда находится в гуще событий, при этом постоянно учится новому (в частности – считать).
Кира Буканова (роль быка):
– Мой персонаж сложный, он добрый, однако его все побаиваются. Это самая большая по размеру игрушка. И ее я выбрала потому, что девочкам сложно держать в руках тяжелую игрушку. Да и тут нужно говорить грубым голосом, и постоянно контролировать свои вокальные данные. Но главное – именно в нем я увидела свои черты характера. В кукольном театре занимаюсь год.
Между сценарием и эмоциями
В ходе репетиции мы пообщались с актером-кукловодом Красноярского театра кукол Алексеем Беловым.
– Я родился на Урале, окончил Екатеринбургский театральный институт по классу «актер-кукловод», – говорит Алексей Михайлович. – По семейным обстоятельствам оказался в Красноярске, и, к счастью, там оказался театр кукол, которому на сегодняшний день исполнилось 85 лет. А я там работаю больше 30 лет.
В Свердловск я приехал 21 августа в составе делегации из шести человек, которые участвовали в других проектах. Когда я ехал на Донбасс, то не знал, чего ожидать, но не мог предположить, что время здесь, можно сказать, остановилось в девяностых годах. Однако радует, что везде идет ремонт.
Детской театральной студии «Буратино» клуба поселка Комсомольского мы передали материальную часть спектакля «Козленок, который не умел считать до десяти». Это шесть кукол, восемь костюмов, декорации. Но дети работали на материале других систем, поэтому я провел несколько мастер-классов актерского мастерства кукловождения. Один из них я посвятил работе с планшетной куклой. Здесь много тонкостей: хотя актер находится на виду, он не должен «хлопотать лицом», чтобы зритель следил за куклой, а не за ним. Мы с девчонками работали много, и в целом у нас стало получаться. Но здесь другая проблема. У нас, в Красноярске, когда дети ходят в подобную студию, родители платят за это деньги, сами привозят детей. Здесь нередко приходится сталкиваться с тем, что на время репетиции девчонки дома получают задание по хозяйству. То есть у детей свободное посещение.
Алексей Белов: «К каждой роли нужно относиться серьезно»
В ходе репетиций мне пришлось внести серьезные коррективы. В спектакле должны участвовать четыре взрослых человека, а здесь у нас шесть юных актрис нежного возраста. Я меняю роль, а они в слезы. Приходится лавировать между сценарием и эмоциями (улыбается).
У меня есть желание еще приехать в Свердловск, но уже в составе нашего театра, с гастролями. Когда в Луганске был круглый стол, там обсуждался этот вопрос. Я понимаю, что в отдаленных поселках не хватает таких мероприятий. Ведь все мы понимаем, что детей захватывает интернет, а театр – это искусство более проникновенное.
Как это было
После репетиции мы пообщались с основателем театра «Буратино» Светланой Скворцовой.
«К сожалению, по состоянию здоровья мне пришлось оставить свое детище, которое я основала в 2008 году. Но театр в надежных руках. Радует, что у девочек появилась возможность научиться чему-то новому. Актеры, которые играли первые спектакли, давно взрослые, и многие из них поступили в театральные институты.
Сначала приходилось играть куклами, которые изготовили сами дети, но нам помогала предприниматель Наталья Синицына, и благодаря этому у нас появлялись новые куклы. Мы начинали с простых постановок: первым был «Колобок», со временем усложняли композиции: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Буратино», «Петух, Кот и Лиса», «Дедова дочка, бабина дочка». Со временем стали усложнять постановки, появилось музыкальное оформление, каждое движение сопровождалось звуком.
После небольшого перерыва я вернулась в наш клуб и веду кружок рукоделия. Сейчас мы занимаемся изготовлением ватной игрушки. Так что я продолжаю «играть в куклы».
Премьера спектакля состоялась 31 августа, на ней присутствовали около сотни зрителей, в основном члены семей артистов. То есть первый спектакль ребята показали менее строгому зрителю, однако в перспективе они намерены завоевать сердца всех свердловчан.
Лилия Голодок
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».