Работа для настоящих творцов: как свердловчанин Дмитрий Бутусов создаёт предметы искусства своими руками
Мы привыкли думать, что Свердловск – это город шахтеров и представителей других рабочих профессий. Но есть у нас и немало талантливых людей, которые занимаются изготовлением предметов искусства.
Один из таких мастеров, Дмитрий Бутусов, рассказал о специфике своей работы в компании, специализирующейся на ручном производстве декоративной продукции:
– Я работаю в российской организации, которая возникла в 2014 году. В нее входят 8 мастеров, и основное производство сосредоточено за пределами республики. У каждого своя специализация. Есть автор – креативный художник и специалист по 3D-моделированию, который на основе эскизов, нарисованных на бумаге, делает трехмерные модели будущих изделий. Потом они распечатываются на 3D-принтере – у нас есть для этого отдельная мастерская в городе. Затем из них делаются формы под заливку, которые необходимы для изготовления копий из пластика и эпоксидной смолы. Все наше производство разделено по зонам ответственности. Также есть мастера, которые работают с металлами – одна мастерская находится в Луганске, а вторая в Воронеже. Там же обрабатывают декоративный камень – нефрит, яшму и другие. Есть у нас и столярная мастерская, в которой работают с деревом. Например, изготавливают шахматные доски. Еще есть специалист по гальванике, который покрывает изделия из пластика разными металлами.
Изготовленная на заказ доска для нардов
– Кто заказывает вашу продукцию?
– Разные организации и частные лица. Например, московский писатель Андрей Фурсов сейчас работает над книгой, и нам заказали сделать шахматный стол, который будет идти с ней в комплекте. Прислали эскиз с дизайном шахмат и саму доску. В столярной мастерской сделали деревянные части моделей, а в нашей – пластиковые элементы фигур и декора доски, которые были покрашены и покрыты лаком. Также к нам приносят на реставрацию антикварные книги, шахматы и другие предметы, к которым необходим профессиональный подход. Не так давно в мастерскую принесли шахматный набор, который находился в ужасном состоянии, мы восстановили мелкие детали фигур – руки и оружие. Кроме того, нам заказали шахматы для детских домов ЛНР. Мы использовали авторскую работу для создания форм под заливку пластиком, и будем делать ее копии. Отливка шахмат пока еще занимает длительное время, потому что технология несовершенна. Работа над одной фигурой может занять три дня, но в будущем я ускорю этот процесс.
Еще мы делаем трости. Например, нам заказали рукоять для трости в виде головы собаки по кличке Шани. По фотографии сделали 3D-модель, распечатали на принтере, сделали форму для заливки и получили готовое изделие. Теперь делаю копии. Они гальваническим способом покрываются медью или другими металлами и сплавами.
– Значит, ваша мастерская специализируется на работе с пластиком? – Да. А до этого работали с бронзой, ценными породами древесины, с использованием дорогих компонентов. Мы и сейчас продолжаем изготавливать такие изделия, но теперь к ним добавились их более дешевые версии. Но они тоже высокого качества.
– Как Вы попали в эту профессию? – Благодаря знакомому. По образованию я мастер по обработке информации и компьютерного обеспечения, закончил наш Свердловский колледж. Еще во время учебы я познакомился с городским ювелиром, который искал для себя учеников. Он пришел к нам в группу и сказал, что ищет себе подмастерье. Так я начал заниматься в его мастерской и учиться ювелирному делу. Обучение начиналось со свечей – резьбы по воску и парафину. Это было интересно и просто.
Берется обычная свеча, опускается по очереди в емкости с парафином разного цвета. После этого слои надрезаются, и можно получить разные интересные узоры. Впоследствии перешел на серебро. Учился плести и ремонтировать цепочки, работал с модельками из воска для отливки колец и кулонов. Но так как занимался этим на уровне хобби, дохода это не приносило, и я параллельно работал. Сменил несколько мест работы, пока учивший меня ювелир не рассказал мне об этом месте. Так я и начал здесь работать.
– В чем заключается Ваша задача? – Я занимаюсь налаживанием технологии литья из пластика. Можно сказать, технолог и старший мастер. Я разрабатываю новый способ и обучаю людей, которые мне помогают. Многое приходится изобретать заново. Нет специалиста, который бы занимался этим профессионально и мог бы поделиться опытом. Я все делаю самостоятельно и с нуля. У нас есть специалисты по бронзе и гальванике, но мастером по пластику сейчас считаюсь я.
Шахматный стол Фурсова
– В чем основные трудности Вашей работы? – Самая большая проблема заключается в том, чтобы сделать форму так, чтобы она была точной копией оригинальной модели, и чтобы она не деформировалась. Нужно правильно подобрать материал для формы, нужный лак или краску для покрытия, наждачную бумагу для обработки.
Проблема в том, что все расходники, которые есть в городе, предназначены для грубой обработки материалов, а вот специальных расходников, которые нужны для более тонкой работы, к нам не привозят. Например, наждачная бумага. В городе есть крупнозернистая, для обработки дерева, а вот более мелких фракций, которые подходят для ювелирной работы, нет. Даже в Луганске такую не везде найдешь. Поэтому приходится заказывать в других регионах России. А специализированный пластик у нас вообще не производится, его тоже нужно привозить. И эпоксидную смолу вместе с силиконом для форм. Не хватает станков. Все большие производства механизированы: в машину заливается специальный раствор и задается определенная программа, благодаря которой получается готовое изделие. Но такие станки очень дорогие, от 400 тысяч рублей и до нескольких миллионов.
В этой мастерской работаем втроем – я и два моих помощника. На нас троих заказов уже более чем достаточно. И их становится все больше. В среднем я провожу в мастерской от 10 до 12 часов, практически каждый день. Редко беру выходные. И потому, что мне это нравится, и потому, что в этом есть необходимость. Возможно, в будущем будем расширяться – переберемся в новое помещение, и возьмем больше людей.
– Какие заказы самые сложные? – Они все по-своему сложные, у каждого есть свои нюансы. Труднее всего сделать форму из силикона под заливку. А меньше всего проблем с покрытием изделия лаком или окрашиванием. Это финальный этап работы. Мне нравятся все типы заказов, но хочется разнообразить виды работ с эпоксидной смолой. Например, сделать доску с подсветкой. Еще есть желание заняться коллекционными статуэтками. Их особенно интересно раскрашивать.
– Кому Вы можете порекомендовать работу в Вашей мастерской? – Эта работа подходит только очень усидчивым и терпеливым людям, которые увлекаются искусством. Тем, кто любит создавать что-то новое, воплощать в жизнь собственные идеи.
Сергей Марчуков
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».