Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Своя минута славы ждет юного актера

06.05.2021  15:45
6

Мне несказанно повезло! Я провела несколько часов в Червонопартизанской детской школе искусств вместе с его руководителем Майей Николаевной Мирошниченко и преподавателями театрального отделения


Новость о том, что дети, которые учатся здесь, победили в Московском дистанционном конкурсе «Синяя птица», привела меня в эти стены. Хорошие перемены с момента последнего визита сюда приятно удивили. В актовом зале удачно переоборудована сцена: появились несколько удобных ступеней, которые будущие артисты используют в своих выступлениях. По словам директора школы, в прошлом году Управлением культуры были выделены средства, и вот они – плоды работы.  Благодаря инициативе и помощи родителей, сцена обрамлена  текстилем. В зрительном зале тоже преобразования ­ кажется, что помещение стало выше и светлее ­ теперь его не узнать!

Мы заняли свободный класс, и непринужденная беседа незаметно перешла в такой ракурс, когда нет гостей и нет преград для выражения эмоций. Преподавателями в этот момент моих собеседниц назвать сложно: передо мной люди, которые любят эту жизнь, и еще больше то, чем они занимаются. Наперебой отвечают на вопросы, восхищаются талантом детей и поддержкой родителей.  Шутят, рассуждают, делятся впечатлениями – с блеском в глазах рассказывают о том, с чего все начиналось, и как каждый раз происходит рождение волшебства – театрализованного представления! Возникает вопрос: как удается поставить работу так, чтобы был высокий градус эмоций, не жалея, отдавать все силы, фонтанируя идеями, проектами? Про людей, о которых пойдет речь, говорят: «Они на своем месте»!

 

Дети – лучшие актеры

В класс одна за другой заходят, здороваясь, маленькие участницы отделения. Их приятное настроение и доброжелательное отношение преподавателей создает особую атмосферу. Скоро начнется запись номера на видеокамеру, а сейчас – репетиция. Малышки начинают декламировать свои отрывки из композиции, идут последние рекомендации от обожаемых ими учителей. Они ловят на лету малейшее движение рук наставников и исполняют этюд с таким выражением, что диву даешься – такие маленькие, а уже готовые артисты! Олеся Кошлакова на сцене еще с детского сада. Сюда привела ее мама 3 года назад. «Здесь учат красиво разговаривать, преподаватели добрые, и с ними легко!», – поделилась девочка. А Настя Грива только несколько месяцев как переступила порог школы: «Мне нравится театр и все, что с ним связано: мы выступаем на сцене, интересно этому учимся». А вообще, в это отделение принимают  детей от нулевого до выпускного класса. Чтобы получить диплом государственного образца, нужно восемь лет познавать секреты мастерства.

Репетиция номера

Созрела идея…

­ К сожалению, в нашем районе нет театральных коллективов,­ рассказывает Майя Николаевна, ­ где дети посмотрели бы спектакль: который наполняет нас и учит чему-­то. Постепенно у меня созрела идея создания отделения, но для ее воплощения не было главного ­– специалистов. На различных городских мероприятиях заметила яркие работы моих нынешних коллег: например, постановка Натальи Вячеславовны Скорозвон «Василий Теркин» особенно впечатлила. На сегодняшний день мы коллеги, и в нашей школе есть театральное отделение. Здесь царит доброжелательное отношение преподавателей, и обязательные «улыбашки» перед уроком. А в период дистанционки в беседе по Скайпу учителя способны передать душевное тепло, в котором дети иногда так нуждаются.

С самого начала мы мечтали не о грамотах, а радовались малому. Успех определялся уже на том, что дети через пару лет занятий становятся ведущими мероприятий. Занятие театральными дисциплинами благодатно для детей: практически нет домашних заданий, а результат появляется сразу на уроке. Занятия вырабатывают умение сдерживать свои эмоции, развивают память. Для нас важно научить ребенка трудолюбию. При дефиците филармоний, театров, хочется научить их культуре.

Ожидания воспитанников оправдываются: праздник и счастье буквально на каждом занятии! Всего три года как открылось отделение, а уже победа идет одна за другой. Мы каждый раз ждем результатов, и с таким восторгом радуемся прорыву! Это и есть счастье! Ведь это результат нашей работы, для нас всех это очень важно!».

 

А 8 марта – это какое февраля?

Во время беседы преподаватели вспоминают крылатые фразы своих воспитанников. Например, чтобы сориентироваться, как близко день выступления, один из малышей спросил: «Напомните мне, а 8 марта – это какое февраля?». Однажды Анна Алексеевна пришла в наряде зеленого цвета, и ей сразу же поступил восхищенный комплимент от джентльмена: «Вы та­акая зеленая!». На занятии по артикуляционной гимнастике есть упражнение под названием «улыбочка ­ заборчик». Однажды первоклассник, у которого активно выпадали передние зубки, заметил: «Какой там заборчик? ­ не получится заборчик… Тут пары штакетников не хватает!».

 

Не знаю, откуда все берется…

На первый взгляд неприметная, но фееричная Наталья Вячеславовна Скорозвон, педагог с немалым стажем работы ­ 42 года. Удивление возникает всегда, когда смотришь на то, что она делает: откуда у нее неиссякаемые фантазия, творчество и позитив? На этот вопрос она не ответила, скромно промолчав. «Начинать работу в новом качестве, всегда волнительно. Быть руководителем кружка и преподавать учебную дисциплину ­ это разные сферы деятельности. Открытию отделения способствовала кропотливая работа ­ составление учебных программ, подбор репертуара, сочинение тренингов. Но все можно узнать, если захотеть, и мы вместе продолжаем учиться.

Я занимаюсь с детьми сценической речью, музыкальной грамотой и слушанием музыки. Это дает им представление об искусстве театра и людях этой профессии. Занимаюсь репетицией готового номера, когда уже мы «отработали» фрагменты и действия детей, «собираю» в спектакль. Мы, конечно, прислушиваемся к Майе Николаевне, к ее опыту, к принятым канонам, но хотим что­-то сделать сами. Постепенно стала приходить детвора (а их уже больше сорока) с природными задатками. Чтобы их развить, нам остается только многому научить, а они все впитают. Приятно видеть плоды своего труда: правильно выговаривают буковки, красиво двигаются, понимают, о чем идет речь в постановке. Своих учеников в будущем вижу, прежде всего, хорошими людьми: образованными и воспитанными».

Яркие и талантливые «конфетки»

Убрать зажимы и комплексы

Несмотря на молодость, Анна Алексеевна Скорозвон уже 17 лет работает педагогом. Она преподает сценическую речь, занимается индивидуально с каждым ребенком. Поэтому результат есть ­ победы в конкурсах. «В школе искусств, конечно, тоже нужен результат, но они идут постепенно, поднимаясь все выше по ступенечкам. В Свердловске выступали в ДК с номером «Сладкое настроение», дети были в красивых костюмах ­ балетных пачках, на головах колпаки в виде конфет. Там они себя проявили очень хорошо. В республиканских дистанционных конкурсах блеснули талантом: Даша Омельченко, Вика Лакиза и Галя Бурлакова заняли призовые места. Наши воспитанники участвовали в конкурсах городов РФ:  в Бийске, с постановкой по произведению: Б. Заходера «Птичья школа», а также в Санкт–Петербурге, Москве.

В конце года ждет итоговый показ – спектакль, в котором мы задействуем всех детей, это наша позиция. Разрабатываются номера, подбирается репертуар, чтобы дети больше находились на сцене, привыкали к ней. Ведь нередко внутренние зажимы не дают им показать все, что умеют. Важен также момент настроя ребенка: мы если и делаем замечания, то как друг или наставник. Благодарим родителей за всяческую помощь и прекрасные костюмы: это помогает детям с азартом входить в роль. Со временем маленькие победы арти­стов накапливаются, и они блистают!»

 

Театр – это правда жизни

Чтобы работать в школе искусств, Светлана Викторовна Павлович предварительно поступила в Академию им. Матусовского, и скоро станет режиссером. Она ­ преподаватель театральных дисциплин: основы актерского мастерства, сценического движения, ритмики и танца. «Пришла сюда работать из-­за дочери, хоть она и творческий человек, но была очень замкнутой. Именно для того, чтобы она раскрепостилась, приобрела увлечение в жизни, чтобы нашла себя. Считаю, что все внешкольные занятия должны быть направлены на то, чтобы дети раскрывали свои способности, развивали их и самовыражались. Чтобы у них была альтернатива, помимо интернета или сомнительного времяпровождения на улице. На занятиях даю задание, например, показать определенный персонаж в предполагаемых обстоятельствах. И каждый ребенок по очереди выполняет, а остальные внимательно смотрят. После обсуждаем, и эти нюансы откладываются в детских головах. Смотря на своего товарища со стороны, видят себя в зеркале. Они реально работают над ошибками, это правда. Во время занятий дети часто так пищат от переизбытка эмоций, что за это нас переселяют в актовый зал. У каждого из преподавателей есть номера, за которые он несет ответственность, но бывают сводные репетиции. На них дети безмерно счастливы».

 

Приятная встреча подходит к концу, и в заключении мои собеседницы единогласно сошлись во мнении: «Мы друг от друга подпитываемся энергией креатива! То, чем мы занимаемся, работой назвать нельзя! Это наша интересная жизнь. Скорее любимое хобби, за которое получаем деньги. Самое сложное в нынешних обстоятельствах – осуществлять учебный процесс в дистанционном режиме. Поэтому хотим, чтобы был мир, и все в нашей Республике жили в достатке. Ну, и, конечно, чтобы было высокое финансирование культуры».

Надежда Коломиец

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».