В Новосветловке прошла встреча ветеранов-ликвидаторов на Чернобыльской АЭС
Авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС стала большой трагедией для всего мира. Больше полумиллиона человек были направлены ликвидировать техногенную катастрофу и сделать все возможное, чтобы локализовать очаг радиации. Эта авария оставила отпечаток в жизни нескольких поколений.
– Тогда каждый из нас стал солдатом, ведь мы отправились на такой же фронт, как и наши мужчины сейчас. Только нашего врага было совершенно не видно, – отметила председатель местной общественной организации «Ветераны и инвалиды «Союз Чернобыль» города Краснодона и Краснодонского района» Нина Светлова. – Каждый, кто был в Чернобыле, совершил подвиг и получил ранения невидимыми лучами радиации. Хоть у нас и нет ран от пуль, но возле четвертого энергоблока мы оставили самое ценное, что у нас есть, – свое здоровье. Направляясь в Чернобыль, мы понимали, что от нас зависит благополучие страны и мира.
39 лет назад, 30 ноября, завершилось строительство гигантского саркофага, который закрыл разрушенный энергоблок и остановил распространение радиации. Неофициально эту дату называют Чернобыльским днем Победы – ведь вся страна прилагала все силы для предотвращения глобальной катастрофы.
Жители нашего округа не остались в стороне и отправлялись в самый эпицентр событий. Многие из героев остались только в нашей памяти.
– Героями были не только те, кто отправился в Припять, но и те, кто помогал и до сих пор помогают нам бороться с последствиями облучения, – поделилась Нина Григорьевна. – Сейчас в нашей организации 55 человек. Мы всегда поддерживаем друг друга, помогаем. Стараемся чаще встречаться, ведь каждая встреча может стать последней… Вот уже не один год ездим в Ростов, возлагаем цветы к памятнику с чернобыльцами с других городов, отмечаем тех, кто больше всего нам помогает. Еще были на службе, где молились за наших усопших ребят. В этом году организация потеряла четверых ликвидаторов.
Каждый ликвидатор, да и просто человек, который был в зоне заражения, получил серьезную дозу радиации.
Анатолий Подолянко
Анатолий Подолянко родился в 1963 году. На момент аварии он жил спокойной жизнью и трудился в Ворошиловградском обувном объединении. Мужчина уже успел построить крепкую семью. Со своей супругой они воспитывали шестилетнего сына.
– Я должен был поехать в Чернобыль еще в августе 1986 года, но меня отправили домой и сказали ждать, – рассказал Анатолий Васильевич. – И вот в марте 1987 года я отправился в зону ликвидации. Самое страшное – ты никак не ощущаешь это облучение. Была только очень сильная сухость во рту. Когда я был в зараженной зоне, уже успели построить саркофаг, но все равно где-то раз в неделю происходил сильный выброс радиации, мы не могли этого не чувствовать.
В основные обязанности мужчины входили замеры уровня радиационного фона на четвертом энергоблоке и других частях всей 30-километровой зоны, где стояли воинские части.
– Еще когда мы только ехали в зону взрыва, нас предупредили, чтобы мы ни в коем случае ничего не брали с этой территории. У нас был парень, который ослушался этого приказа. Он где-то нашел новые сапоги и решил их себе взять, и из-за этого за день получил дозу радиации в 25 рентген, – вспоминает ветеран Чернобыля. – Все время мы тщательно следили за уровнем радиации в изолированном округе и регулярно проверяли свои машины. Если уровень облучения в транспорте превышал норму, его меняли.
Анатолий пробыл в Чернобыле два месяца, и за это время его организм получил дозу радиации более десяти рентген при допустимой норме 0,1 рентген.
– Мое здоровье из-за этого очень пошатнулось еще в 90-х годах. У меня проблемы с позвоночником, стало скакать давление, появились проблемы с сердцем, легкими… Но серьезный пик их воспаления был в 2000-х. В 2007 году я получил вторую бессрочную группу инвалидности по кардиологии, – поделился Анатолий Подолянко. – На Украине был такой период, когда некоторым ликвидаторам урезали выплаты, и я был в их числе. Много лет я старался вернуть себе то, что было положено, ведь я отдал свое здоровье… Справедливость удалось восстановить, когда мы вошли в состав России. Сейчас, конечно, уже все хорошо. У нас достойное медицинское обслуживание.
Владимир Иващенко
Сейчас Владимиру Иващенко уже 73 года, а в 1986 году он был практически одним из первых ликвидаторов.
– Мы с мужем поженились еще в 1973 году. Когда его призвали в Чернобыль, у нас уже был сын, – вспоминает Татьяна. – Я до сих пор отчетливо помню тот день, когда его призвали на военные сборы… Тогда ему дали всего два часа на то, чтобы он собрал свои вещи и уехал на два месяца.
Мужчина приехал ликвидировать последствия взрыва 13 июня 1986 года, а в это время строительство защитного саркофага было в самом разгаре. Все два месяца Владимир пробыл в 12 километрах от реактора и работал возле самого реактора. Его основными и опасными обязанностями были уборка радиационного мусора с крыши энергоблока и подготовка грунта для того, чтобы была возможность подогнать вагоны с материалами для строительства.
За эти два месяца Владимир Иващенко получил дозу облучения почти в 20 рентген.
Вернувшись домой, мужчина пошел работать в совхоз и старался не вспоминать то время, которое он провел в зоне отчуждения. С 2002 года состояние здоровья героя начало ухудшаться, а в 2004 он уже получил бессрочную группу инвалидности.
– У супруга серьезные проблемы со здоровьем, он даже из дома не может выйти, – рассказала Татьяна. – К нам в гости приходят ребята из Союза «Чернобыль», всегда помогают.
За время службы в Чернобыле Владимира Иващенко отметили грамотой «За образцовое выполнение патриотического долга перед Родиной» и вручили наградной знак «Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».
Александр Пименов
Когда в Чернобыле прогремел взрыв, Александру Пименову было 22 года. На тот момент он работал в ремонтном парке нашего города.
– Меня призвали в 1987 году. Я был хорошим водителем, и в Чернобыле я не поменял свой род деятельности, – отметил Александр Константинович. – Я пробыл в радиационной зоне около месяца. Сначала был в Ливанково, а потом нас перевели в Терехово.
Несмотря на то, что мужчина был в ради-усе 20 километров от главного очага радиации, его организм получил облучение более чем в десять рентген. Еще в 1991 году экспертиза доказала, что все проблемы со здоровьем мужчины связаны с ликвидацией последствий аварии, но бессрочную, вторую группу инвалидности Александру дали только в 2002 году.
Юрий Кудря
Юрий Алексеевич Кудря родился в 1961 году, а когда случилась авария в Чернобыле, мужчине было уже 27 лет. Он стал милиционером и создал хорошую семью.
– Меня отправили в Чернобыль в мае 1988 года, и я там пробыл месяц, – вспоминает Юрий Алексеевич. Я был милиционером и патрулировал зону Чернобыльской АЭС. Моим долгом было оберегать общественный порядок. Милиционеров у нас очень не хватало, и вместо положенных двух часов мое дежурство длилось восемь.
Жил Юрий вместе с другими патрульными в общежитии Чернобыля. Доза облучения мужчины составляет почти один рентген. Вернувшись на Родину, он продолжил свою службу. Здоровье нашего земляка пошатнулось сразу после возвращения из опасной зоны. В 2010 году Юрий получил вторую группу инвалидности бессрочно, потому что заболевание получено при исполнении воинской службы.
«Союз Чернобыль» – не просто организация
– Уже много лет я стараюсь объединять людей, которые отдали свое здоровье за жизнь наших детей, внуков и правнуков, – отметила Нина Светлова. – Время проходит, нас, как и ветеранов Великой Отечественной войны становится все меньше. Очень важно, чтобы мир не забывал тех людей, которые не побоялись и поехали в Чернобыль. Я стараюсь, чтобы ветераны Чернобыля нашего города и района остались в истории нашей страны.
В Луганской Народной Республике есть книги памяти, где собраны имена всех ликвидаторов. В самой Новосветловке уже готовится вторая книга, в которой будут увековечены наши герои.

– Сейчас создается книга памяти в Новосветловке и в Москве. Я собрала и передала информацию и о наших земляках. Я стараюсь не забывать и вдов тех мужчин, которых уже нет с нами. Еще готовим документы для экспозиции музея в Ростове-на-Дону, – рассказала председатель организации. – Радует, что наше правительство понимает, какой был сделан вклад в будущее. Есть хорошая поддержка. Семь наших ликвидаторов прошли реабилитацию в Новошахтинске, и еще один мужчина сейчас проходит реабилитацию после замены тазобедренного сустава в Шахтах. Планируем отправить в реабилитационный центр в Шахтах еще трех человек. Отмечу, что и в Новосветловке есть свой врач. Хороший, внимательный, добрый и понимающий. Несмотря на свой юный возраст, он всегда помогает нашим ветеранам. С Юрием Тимофеенко мы сотрудничаем уже не первый год и очень рады, что наше здоровье именно в его руках.
Всегда важно найти себе единомышленников. Каждый член «Союза Чернобыль» пережил и видел то, что не хочется вспоминать. Проведенное время в «красной зоне» Чернобыля навсегда останется в памяти каждого человека, но его хочется спрятать под саркофаг, как и сам четвертый энергоблок.
Ангелина Евтушенко
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».