Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Семья Ястребовых из Свердловска победила на Всероссийском конкурсе в Москве

Свердловск
01.11.2025  13:18
564
Новость о том, что семья из ЛНР стала победителем десятого ежегодного Всероссийского конкурса «Семья года», который прошел 15 октября в Москве, в нашем городе разлетелась быстро. Свердловчане Александр и Ирина Ястребовы и трое их детей стали лучшими в номинации «Семья – хранитель традиций». «959.РФ» постарался узнать, на чем строятся семейные традиции у воцерковленной семьи

Благочинный Должанского церковного округа, настоятель Свято-Митрофановского храма в поселке Бирюково отец Александр и матушка Ирина – довольно частые гости в редакции, но в этот раз по возвращении из Москвы семья пришла в полном составе.

Понять и научить

– Матушка Ирина, скажите, пожалуйста, быть женой священника – это тяжелый крест?

– Мы вместе уже 18 лет. Служили в одном храме, просто помогали. Отец Александр тогда еще не был батюшкой. Мы встречались два года. 

На плечи любой матушки ложатся дополнительные обязанности, а с ними и груз ответственности. Нужно делать так, чтобы в жизнь семьи все вплеталось гармонично: храм, работа, школа, личные интересы. Пока, слава Богу, получается.

Для многих семья священника является духовным ориентиром, и с нас спрос другой. Я это понимаю, но некоторые люди нашу жизнь идеализируют. Когда мои новые сотрудницы узнали, что мой муж священник, хором сказали: «Класс! Ведь вы даже не ругаетесь!» То есть люди нарисовали себе идеальную картинку. В ответ я попросила их представить семью, в которой не возникает споров и разногласий. У каждого человека есть свое мнение, которое не всегда совпадает с мнением домочадцев. 

У отца Александра, разумеется, на первое место ставится храмовая жизнь, и раньше с таким положением дел я была не всегда согласна. Бывает, дома работы полно, а мне нужно ехать в храм. Но с возрастом пришло осознание первоочередной важности, и домашние дела с Божьей помощью делаются. Хотя гиперответственность супруга немного усложняет семейную жизнь. 

– Какие характеры у ваших детей?

– Нередко бывает так, что у одних родителей рождаются совершенно разные дети. С Даней, например, проще договориться, он более сговорчивый, у Тани больше мой характер, она очень вспыльчивая, но отходчивая. А вот Аня – человек настроения, причем за минуту оно может измениться несколько раз. Только улыбалась, а уже сидит грустная, или наоборот. К каждому нужен свой подход.

– Когда нужно начинать готовить детей к семейной жизни? 

– Я считаю, что никто и никогда к ней не будет готов – это постоянный экзамен! Жизнь сама всему научит. Есть примеры, когда люди кардинально изменяли свою жизнь в довольно зрелом возрасте: рожали детей, меняли профессию, место жительства, учили новый язык. И Господь давал на это силы. 

Главное – в семье всегда нужно стараться понять друг друга. Ситуации бывают разные, но взаимопонимание и уважение друг к другу должны присутствовать однозначно.

– Как Вам удается совмещать роль современной женщины и хранительницы очага?

– С трудом, но удается. Но это мое мнение, возможно, семья думает иначе. Я не считаю себя идеалом. Бывает, идешь с работы, собираешься столько дел переделать. Но, переступив порог дома, где тебя понимают, чувствуешь накопившуюся усталость, и ты думаешь: «Вот на шкафу пыль лежит, наверное, и я прилягу!» (улыбается). Если я не успела что­-то приготовить, в моей семье это не трагедия. Все в состоянии «сообразить» что-­то на скорую руку. 

Когда человек полноценно отдохнул, то сделать он может в два раза больше. Я стараюсь порадовать их в выходной. У нас в семье очень любят запеченную картошку, шашлык, окрошку, салат «Оливье». Мои дети не едят рыбу вообще. Аня не ест мясо, причем не только в пост – она большая поклонница макарон. Когда мы приезжали на вручение, там был шведский стол. Каждый из нас клал в тарелку что хотел, а вот Аня положила себе двойную порцию макарон! 

– В чем проявляется родительская любовь в вашей семье?

– Стараться понять ребенка в любой ситуации. Хочется дать детям то, чего недоставало в моем детстве. Мои родители все время были на работе, и мне порой хотелось просто посмотреть с ними телевизор. Может быть, кто-то скажет, что мы слишком балуем своих чад, но дети должны рассчитывать на поддержку родителей. Но когда они вырастут, общаться, как в детстве, с ними уже не получится. Мы стараемся вместе проводить вечера за играми, просмотром фильмов, чаепитием. В Рождественский сочельник объезжаем половину Бирюково, поздравляя жителей с праздником – это наша давняя семейная традиция. Особенно стараемся посетить пожилые семьи, где кто­-то из мужчин находится на СВО или, не дай Бог, погиб. Не знаю, насколько нам удается их поддержать, но мы стараемся. Детей нужно учить состраданию. 

– Отец Александр, насколько сложно быть главой православной семьи?

– Я считаю, что главой любой семьи быть сложно. Многие уверены, мол, как это классно, последнее слово всегда за тобой, но в первую очередь это большая ответственность. Мнения у домочадцев разные, и все привести к общему знаменателю, никого не обидев и не смутив, очень сложно. 

Бывает, что вышло не по-­моему, но в итоге стало все равно так, как говорил я. Ведь к цели можно идти напролом, но есть еще и обходные пути, те самые, которые смягчают острые углы. Поэтому члены моей семьи уже научены, что нужно сразу делать нормально, как папа говорит! (смеется)

– Скажите, насколько строго в вашей семье воспитание?

– Лично я был воспитан в строгости. Помню, когда мама уходила на родительское собрание, отец всегда говорил: «Ну, Сашка, готовься, привязывай к пятой точке подушку!» И теперь я понимаю, что было за что мне получать. Всем известно, что есть метод кнута и пряника. К сожалению, «кнут» работает доходчивее. Родители не были деспотами, просто хотели, чтобы их ребенок был лучше. Я благодарен им за это, но в своей семье я не могу внедрить суровые методы воспитания. Тем более для нашей мамы они еще «маленькие», и ей всегда жалко детей.

По­-моему, достаточно посмотреть на наших чад, и сразу становится ясно, что воспитываются они не в строгости, но, конечно же, и не во вседозволенности! Но и на них находится управа (смеется), для них самое жесткое наказание – это отключение интернета. Детям мы доверяем, но телефоны все-­таки периодически контролируем, мало ли что туда может попасть. У сына и дочерей есть друзья, которые приходят к нам в гости. Ребята, можно сказать, на виду: нам и спокойнее, и есть возможность поддержать их детские интересы. Иногда, видя, что нашим чадам нужно выполнить домашние поручения, предлагают свою помощь. Мы стараемся ребятишек чем­-то угостить. 

Своих детей приучаем и к общественно-­полезному труду. В Бирюково есть красивое местечко, называется «Елочки», где часто отдыхают не только местные жители. И со временем там скопилось много мусора. Люди возмущались, но никто не спешил убрать. Но нашлись инициативные люди, и мы вместе навели порядок. Наши чада не совсем понимали, почему они должны убирать там, где не сорили. Но когда территория преобразилась, убедились, что их труд был не напрасен.

– Ваша семья развивается по плану, или вы живете как Бог на душу положит? 

– Правильно, конечно же, планировать, но у нас так выходит не всегда: чем дольше планируешь, тем сложнее внедрить задумку в жизнь. 

Нам легче делать многое спонтанно – сегодня созвонились, завтра поехали. Единственное, что у нас точно планируется, так это семейный отдых. Об отпуске мне нужно договориться с Владыкой, причем выбрать время между постами и праздниками, ведь храм, а вернее – прихожан в это время не оставишь. Матушке Ирине тоже нужно настроить много мостов с другими людьми, чтобы ее отпустили с работы. Ну, дети чаще всего в это время на каникулах. А вот на финал конкурса нужно было отпрашивать и детей. Стоит отметить, что нас подтолкнула к участию начальник отдела анализа, контроля и общих вопросов администрации Светлана Червоненко.

– Расскажите о способностях, которые проявляются у ваших детей?

– Девочки учатся в музыкальной школе, поют в церковном хоре. А вот у сына с музыкальным слухом как-­то не сложилось, но он не очень расстроился и пошел в секцию плавания. В воде он как дельфин – на море даже за буйки заплывал (но это мы не одобряли). В храме он несет пономарскую службу. 

Не могу сказать, что дети ежедневно проявляют какую­-то показательную дружбу. У каждого из них свои интересы. Но если кто-­то пытается обидеть брата или сестру, то каждый из них становится на защиту. Мы надеемся, что, как бы не разбросала их жизнь, они будут общаться и поддерживать друг друга. Во всяком случае, мы все для этого делаем. 

– Есть ли способы удержать подрастающих детей в церкви?

– Ну, как в народе говорится: «Каков поп, таков и приход!», то есть в любом случае нужно начинать с себя. Кроме храма, у детей есть свои интересы. Насильно вести в церковь, чтобы человек механически совершал поклоны, – в этом нет смысла. Моя задача – открыть для них путь глубокого духовного совершенствования, который в любом случае приведет взрослого человека в храм. Если у ребенка случится какая­-то ситуация, то ему даже в неизвестный храм прийти гораздо проще, чем взрослому человеку, который этому не обучен. Поэтому я думаю, что рано или поздно Господь каждого из них приведет в церковь, своими путями.

Глазами детей

Татьяна, 16 лет:

– В конкурсе участвовали 11 тысяч семей, но только 500 вышли в финал. Победителями стали 89 семей по шести номинациям. Для участия нам нужно было собрать публикации, грамоты, а также снять ролик. Мы решили показать, как проходят службы в нашем храме. Мы благодарственно молились, и Господь услышал наши молитвы, и послал нам свою милость в виде победы в этом конкурсе. Сколько было радости, когда мы узнали, что едем в Москву! 

На сцену мы не просто выходили для того чтобы забрать награду во время выступления артистов – мы выбегали с шариками. В общем, пришлось участвовать в серьезных репетициях. А когда выступала певица Валерия, мы стояли с домиками. Артистка находилась так близко, что к ней можно было дотянуться рукой. Это было очень трогательно! 

Валерия пела совсем рядом

Данил, 15 лет:

 – К нам в праздник часто приезжает много гостей. Но больше всего свободное время мы все-­таки проводим в храме. 

Дома у всех есть свои обязанности: девчонки моют посуду, я пылесошу, достаю из погреба овощи для готовки, закидываю уголь. 

В нашей семье раньше всех встает папа: к тому времени, как мы просыпаемся, он уже уезжает на службу. После этого мама будит нас и помогает собраться. 

Я очень люблю, когда мы с родителями выезжаем на природу. Мы с папой часто гоняем в футбол. 

Аня, 9 лет:

– У меня в семье поручения самые ответственные – кроме того, что, как и Таня, убираюсь в доме, мою посуду, еще убираю в клетке у хомяка. Когда я завела грызуна, родители сразу предупредили, что в клетке должно быть чисто. Я стараюсь, хотя иногда это делать бывает неохота. 

Редакция «959.РФ» поздравляет семью Ястребовых с победой и желает семейного счастья и благополучия. 

Неонилла Алексеева

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».