Свердловский приют для животных «Котопёс» получил второй грант от государства. На что направят деньги?
– Документы на первый грант мы подали в октябре 2024, а получили его в феврале 2025 года, – рассказала директор приюта Елена Савенко. – Его сумма – 497 300 рублей. Мы его просили на покупку вагончика 6 на 2,40 метров для передержки животных после стерилизации. После получения этой суммы 120 тысяч были распределены на год на зарплату сотрудникам – 10 тысяч в месяц. Мы связались с организацией, которая занимается продажей модульных вагонов. Решили добавить свои деньги, потому что не хватало на большой вагон. Купили 12 на 2,40 метров, утепленный. Он словно готовый дом – в нем есть проводка, пластиковые окна, хорошая дверь. Но мы не стали делать там перегородки, как изначально планировали, а поставили клетки для животных. Используем его в двух направлениях. Во-первых, мы организовали в нем карантин для больных животных, для тех, кому нужна помощь и кто не может находиться на улице. А второе направление – когда приезжает гуманитарная миссия, мы выносим из вагончика все клетки, ставим три стола, на которых проводят стерилизационные процедуры. В этом году силами гуманитарных миссий простерилизовали больше двух сотен животных, в том числе часть в этом вагончике. Если в начале 2025 года мы еще пользовались помещениями городской станции по борьбе с болезнями животных, то с марта используем только наш вагон. В нем прошли уже три мероприятия по стерилизации. Благодаря ему мы не ограничены во времени – можем начинать операции очень рано, и заканчивать очень поздно, работать на выходных, никого при этом не стеснять.
– Как вы распорядились средствами второго гранта?
– Средства второго гранта пока не используются, потому что их только на днях перечислили. Мы получили первый транш в размере полутора миллионов рублей. Он предназначен для покупки 3D-сетки для строительства вольеров и модульного вагончика, который будет предназначен для приема посетителей. Зачем? Потому что к нам приходят дети, целые экскурсии. Оказалось, что краеугольным камнем нашего приюта оказалась не только работа с животными, но и работа с детьми, поэтому второй грант мы написали, ориентируясь именно на взаимодействие животных и детей – развитие эмпатии детей через общение с животными. Поэтому нам нужно место, в котором мы будем проводить мастер-классы, встречи. Мы будем покупать второй вагончик и сетки, чтобы строить вольеры для животных. Но делать их мы будем не в пункте временной передержки. Для этого взаимодействуем с администрацией и ищем подходящую территорию. У нас уже есть некоторые наметки, мы написали заявление и ждем решения, когда администрация вынесет вердикт, выделит кусок земли для строительства приюта. Если раньше мы вообще не рассматривали голую землю, думали, что нам это не под силу, то теперь у нас появилась какая-то надежда. Уже есть несколько модульных зданий и 3D-сетка – это первый шаг, и если город нам поможет, например, расчистить будущий участок под приют, засыпать его щебнем, чтобы выровнять поверхность, то я думаю, что мы справимся. Год назад мы не ощущали никакой поддержки, а сейчас она есть. Плюс, нам помогают наши подписчики, люди, которые считают, что мы делаем правильное дело. Нас все больше и больше.
Тематика второго гранта вообще обширная и полностью направлена на работу с детьми. У нас намечены, кроме «Уроков доброты», которые были и в первом гранте, мероприятия по общению детей с особенностями развития с животными. Они будут приходить к нам, а мы будем организовывать их встречи с адаптированными и ласковыми животными. Устраивать игры, которые будут учитывать возможности ребенка. Для этого нам и нужен вагончик, в котором ребенок сможет провести время наедине с животным под наблюдением мамы и сотрудника приюта. Помимо этого, запланированы мероприятия со школьниками, мы собираемся сотрудничать с патриотическим клубом «Барс» для проведения уроков кинологии – для этого мы будем работать с кинологическим клубом «Дубки» города Алчевска. Мы с ними переговорили, но сейчас для этого нет площадки, так что эти мероприятия намечены на 2026 год. Поэтому к концу 2025 года нам нужно найти землю и поставить вольеры для тех животных, которые уже есть. Новых собак мы брать не будем, потому что их в приюте уже больше 70. И материал, который мы приобретем на выделенные средства, не покроет наши потребности. Для этого нужно еще несколько таких грантов.
– Расскажите о людях, которые помогают приюту.
– Часть людей помогает финансово. Они следят за нашими действиями в соцсетях, и, если какой-то собаке срочно нужна помощь, операция, люди перечисляют нам деньги. С этих средств мы помогаем животным и платим зарплату штатному сотруднику. Кроме этого, у нас есть волонтеры-дети. С 5 декабря 2024 года и по окончании учебного года к нам пришло много ребят из школ №3, Бирюковской, Карпово-Крепенской, №6, №7, и других. Группы были от 2-3 детей до 15. Дети из 6 школы на уроках труда шили лежанки для собак, делали когтеточки, игрушки. Каждый ребенок приходил с пакетиком корма. Другие школы объявляли сбор средств на корм. Дети из 7 школы приехали с родителями, которые специально ездили в «Светофор» для закупки продуктов. У нас только недавно закончились корма и консервы, которые передавали ребята.
Есть люди, которые идут на рынок и покупают для нас мясные продукты, передают собакам. Кроме того, у нас стоят специальные боксы в разных торговых точках, на рынке, в кофейнях, и люди, которые туда приходят, могут с помощью этих боксов оказать приюту финансовую поддержку. Также есть люди, которые помогают нам руками. Волонтеры Елена, Анна, Раиса и Мария приходят к нам в приют в свои выходные и помогают целый день, с 9 до 16:00. Особенно это важно, когда у нашего сотрудника выходной. Есть волонтеры Василий и Екатерина, которые несколько дней помогали нам строить вольеры, будки, ворота, натянули нам сетку. Спасибо им огромное.

Также есть волонтер-школьник, Сергей. Он увидел в социальных сетях, что нам нужна помощь в строительстве будок, и ходил к нам весь май и начало июня. Он сделал нам три больших будки. Многие взрослые не могут работать с инструментами так, как он.
– Когда будет проведена следующая массовая стерилизация животных?
– В этом году стерилизации проходили практически каждый месяц, с февраля по июнь. Но, к сожалению, они длятся один день, несколько врачей успевают обработать около 50 животных. Следующая стерилизация ожидается в августе, потому что июль – очень жаркий месяц, и животным будет тяжело перенести операцию. Вообще в плане на 2025 год – это прописано у нас в гранте – простерилизовать не менее 300 животных. За прошедшие полгода мы прооперировали уже больше половины от этого количества.
– У Вас есть питомцы с непростой судьбой?
– У нас их очень много. Я вам расскажу про Белочку – это собака с 21-го переезда. Ее принесли нам на июньскую стерилизацию. Она парализована, у нее не двигаются задние лапы. Работник переезда забрала ее к себе. Белочку нашли среди мертвых собак, которых отравили или расстреляли в поселке Ананьевка. Ей выстрелом перебили позвоночник. Врачи, которые ее обследовали, сказали, что ей нужна хорошая клиника, МРТ, КТ, разные анализы и прочее. Анжела Макарова договорилась с «Щенячьим ангелом» в Подмосковье, чтобы Белочку приняли и провели ее обследование. Мы попросили наших подписчиков помочь отправить Белочку в Москву. Ее переезд стоил 13 тысяч, и еще 25 тысяч мы отдали за первый день обследования – ее сразу после дороги повезли в больницу. Нашли перевозчика, но в последний момент с ним не сложилось, а встреча с врачами уже была назначена, и отменять ее было нельзя. Пришлось грузить Белочку и еще 6 собак из зоны СВО в мою машину и ехать на трассу М4, где нас подобрал автобус. Так Белочка попала в Москву, где ее обследовали и попытались поставить на ноги. К сожалению, ей не повезло, поднять ее на лапы не получится. В ее позвоночнике только мы, когда делали рентген, нашли 8 пуль. Ее оставили в приюте «Щенячий ангел», сделали ей колясочку, и теперь она живет там. Это стало возможным только благодаря тому, что люди собрали деньги на проезд.
Еще одна собака – Маша. Мы только вчера привезли ее в приют после четырехнедельной реабилитации – ей сделали операцию в клинике. Машу нашли в Краснодонском районе с перебитой лапой. Она была искромсана так, что лапу пришлось ампутировать. Операция и передержка обошлись в 36 тысяч. Это происходило одновременно с историей Белочки и было очень тяжело финансово. Но наши подписчики поддержали приют и помогли собрать деньги на операцию. Мы надеемся, что ее заберет хорошая женщина, которая ее спасла. Она из Мариуполя. Сейчас Маша прекрасно передвигается на трех лапах, это замечательная собака.

Еще нужно рассказать о случае, который произошел с лебедями в зоне СВО под Артемовском. Военные спасли трех маленьких лебедей, которые вместе со своими родителями попали под обстрел дронами. Взрослые лебеди погибли, и один из трех маленьких лебедей тоже в итоге не выжил. Военные связались с фондом «Дино» для того чтобы их забрали в фонд дикой природы, но лебеди должны были где-то находиться 2 недели. Мы бросили клич в нашей группе, и одна семья из Червонопартизанска откликнулась. Лебеди жили у них в квартире 2 недели, они кормили их специальным пророщенным зерном и кормом. Они окружили их такой заботой, что фонд природы был в недоумении. Как обыкновенные люди так смогли помочь диким животным? Их забрали в целостности и сохранности, они подросли за этот период, и сейчас находятся в фонде «Дино», где для них выроют целое озеро, и они будут жить вместе со львами, медведями, енотами и другими животными. Это, опять же, стало возможным благодаря тому, что люди нас читают и откликаются на наши просьбы. Среди свердловчан очень много неравнодушных людей.
Еще расскажу историю про Герду, которая больше 10 лет живет на рынке – это серая собака с огромной опухолью. Люди звонили нам с просьбой ей помочь. Нам с ловцом удалось ее поймать, а затем ей сделали очень сложную операцию по удалению злокачественной опухоли с огромными травматическими швами. Герда осталась жива и сейчас живет у нас в приюте.
Пользуясь случаем, скажу, что мы пытаемся помочь по мере сил, но наши средства ограничены. И люди, которые ежедневно просят забрать животных по каким-то личным причинам, часто получают отказ. Это является причиной недовольства людей, ведь мы же приют. Да, это так, но мы делаем все, что в наших силах, и забрать всех бездомных животных не в состоянии. Но если мы объединимся и будем работать сообща, так, как это делаем сейчас, то сможем помочь большему количеству животных. Главное – не проходить мимо чужой беды. Если вы стали свидетелем жестокости по отношению к животному, или увидели, что выбросили коробку с щенками, то помогите. Не только звонком в приют с просьбой забрать их, но и личным участием. Когда мы подключим все свои силы и ресурсы, то сможем найти выход из сложившейся ситуации.
Сергей Марчуков
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».