Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Надежды и чаяния музея Донского казачества в Краснодоне: об истории казаков на нашей земле

Краснодон
вчера, 16:30
83
Казачество занимает особое место в жизни нашего города. Краснодонское общество Донских казаков бережно сохраняет и чтит историю своей Родины в местном музее Донского казачества. «959.РФ» встретился с хранителем музея Виктором Петровичем Колесниковым

– Виктор Петрович, а когда был создан музей?

– Когда коммунисты стали отходить от власти, и закончилось гонение на казаков, мы начали возвращать свои права. Тогда у нашего, ныне покойного, атамана Анатолия Башкатова появилась идея создать музей. В конце 90-х годов мы и организовали «Краснодонский музей Донского казачества» на добровольных началах. 

Место мы выбрали особенное: музей находится в старинном доме, который раньше принадлежал семье казака Изварина. Казаки называли свое жилище «курень» от слова «курить», «топить». Казак был достаточно зажиточным, где-то в 1906-1907 году он построил этот курень, и здесь образовалось казачье правление. И наш город начал расти именно отсюда. Когда началось гонение на казаков, из дома сделали поселковый совет. Председателем поселкового совета в годы Великой Отечественной войны был Петр Сергеевич  Матюнин, его фашисты закопали живьем в парке. В 1960 году, когда поселковый совет перестал существовать, здесь открылось строительное управление. К сожалению, здание много раз перестраивалось, и его сохранить не совсем удалось. Только в 90-х годах мы смогли вернуть дом и стали собирать экспонаты по всем хуторам нашего района. Мы официально зарегистрировали музей, и в 2001 году появилась первая запись от наших посетителей в книге отзывов.

Экспозиция предметов быта жителей нашего округа

– А по каким правилам строился курень? И как сюда пришли казаки? 

– Это обыкновенный дом, с четырехскатной крышей. Возле дома обязательно располагали летнюю кухню или просто каменную печь. Еще было обязательно построить дом так, чтобы в случае разлива реки к дому могла причалить лодка. А землю казаки получали за отличие в службе. Казаков с самого детства воспитывали храбрыми воинами, которым не было равных на поле боя. Раньше казачий центр был в станице Гундоровской, но хороших пахотных земель там не хватало, вот царь и награждал лучших воинов плодородными землями. До 1917 года мы относились к Гундоровскому полку.

– Виктор Петрович, а чем казак отличался от обычного жителя нашего города? 

– В первую очередь, на штанах у казака всегда были лампасы – знак освобождения от налогов, потому что он состоит на государственной службе. Форма казака менялась, но пятисантиметровые лампасы были неизменны. 

Еще язык! Да, у казаков был свой язык, сейчас его забыли, но я его немного запомнил. Всегда в речи слышал слова «надысь» – недавно, «хлыстун» – болтун, «калюжа» – лужа, ну и многие другие. У нас в музее есть много фотографий разных годов и сама форма, где все можно рассмотреть. Есть фото моего деда, тогда не было технологий, и ему бабушка нарисовала жакет и галстук. Моя мама хранила его фуражку, а на ней была офицерская кокарда! Тогда я не знал историю настолько хорошо, поэтому не смог этого определить. При создании музея нам передавали фотографии, начиная с 1910 года, и у нас было много офицеров. 

Музей «истории Донского казачества» находится по адресу: г. Краснодон, Ленинградская улица, дом 5 (ниже троллейбусного кольца, рядом с ветеринарной клиникой). Музей работает с 9 до 16 часов. Записаться на экскурсию желательно за сутки по телефону: +79591150812. Атаман – Леонид Михайлович Ляшенко.

– Какие экспонаты удалось собрать у наших жителей?

– Когда мы приезжали в хутора, нам несли фотографии, предметы быта, орудия труда, одежду и казачью сбрую. Все полученное мы распределили по категориям. Есть самые первые шахтерские фонари, приборы для измерения газа в шахте. Мы храним символ атамана – насеку. У украинских казаков символом является булава, а у донских казаков – насека, специальная трость. Конечно, никуда без шашек, есть даже венгерский палаш. Наши казаки часто были в походах, неотъемлемой частью их жизни был походный сундук. У казака там всегда было сменное белье и конная сбруя: ухналь, молоток, в общем, все, что нужно для того, чтобы самому подковать коня. 

– Какие казачьи традиции соблюдаете вы?

– Самое главное: казак без веры – не казак! Естественно, как и раньше, отмечаем церковные праздники и ходим в церковь. Всегда в семье должен быть порядок, а старшие дети обязаны смотреть за младшими. Ну и почет, и уважение старшим. Никогда в казачьей семье нельзя было сказать родителям «ты», всегда только на «вы». Да, честно говоря, эти традиции, можно сказать, соблюдает каждый из нас.

– Как вы стали смотрителем? 

– Я был у истоков возрождения нашего казачества, начиная с 90-х годов. Нашим первым атаманом был Владимир Герасимов, он был фотографом в музее. В те годы, пока мы не вернули себе старинный курень, собирались в музее. Первый круг учредителей нашего общества прошел в клубе А.М. Горького. Я, к сожалению, тогда не смог прийти, работал. Сначала меня попросили просто провести экскурсию. Атаман спросил: «Историю знаешь?» Ну, знаю… я думал, проведу пару экскурсий и все, но уже на протяжении 15 лет являюсь хранителем нашего музея. Помню, как-то раз за день побывало 306 детей, у меня уже голоса не было им все рассказывать. К нам даже приезжали из Луганского института им. В. Даля. Как-то раз наши ветераны милиции предложили мне съездить с ними в похожий музей в станице Луганской. Экскурсовод музея стала рассказывать, что они – единственный на Украине музей Донского казачества, тогда нашему возмущению не было предела, и мы рассказали о нашем музее. По хуторам есть маленькие музеи, которые обращались к нам с просьбой помочь экспонатами. К сожалению, сейчас стало меньше приходить людей.

«Казак без веры не казак»

Своей историей прихода в казачество поделился атаман Леонид Ляшенко. 

– Я сам не местный, приехал после учебы в 1985 году и живу здесь до сих пор. Встать в один ряд с казаками я решил в 2014 году, когда появилась острая необходимость защищать наш город. Тогда, после событий в Одессе, мы с сыном решили пойти в ополчение, но нас направили к казакам. Во время активных боевых действий при музее действовал один из центров сопротивления киевскому режиму на базе казачьей дружины «Пересвет». С марта 2014 года на нашей радиомачте был водружен российский флаг. На базе кружка радиолюбителей, тогда у нас была хорошо оборудованная радиорубка, как мне рассказывали, казаки выходили на радиосвязь со всем миром, в первую очередь, с Россией и даже с Австралией. 

Когда в 2014 году из-за обстрелов отключили связь, наша радиотехника хорошо помогала. Сейчас вся техника просто стоит, потому что наш казак Владимир Викторович Дмитриенко, который знал эту технику, к сожалению, умер. Мы создавали музей по своей инициативе, активно участвовали и вкладывали свои деньги, а экспонаты нам безвозмездно передавали жители нашего города и округа. С момента передачи здания музея нашему возрожденному Обществу донских казаков Сорокинского куста станицы Гундоровской в мае 1991 года, мы содержим музей сами: сами оплачиваем электричество и воду, поддерживаем дом и участок в надлежащем состоянии. Несмотря на все перипетии истории, мы при помощи членов нашего общества, регулярно проводим экскурсии и уроки патриотического воспитания для молодежи. Наш музей находится на учете Луганского краеведческого музея, и мы поддерживаем тесное взаимодействие с его сотрудниками. Все наши казаки мечтают и надеются, что вместе с властями Краснодона и республики мы успешно преодолеем все юридические коллизии и выведем музей Донского казачества на более высокий уровень. В наших планах сделать его истинным центром патриотического воспитания молодежи и всех неравнодушных граждан при посильной моральной и финансовой поддержке.

Екатерина Козлова

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».