Служить на таможне – нелегкое дело
Вот уже третий год 14 января отмечают свой профессиональный праздник таможенники Луганской Народной Республики. О том, что это профессия важна и необходима для любого государства, даже самого маленького - можно и не рассказывать. Ведь таможенные платежи - это одна из основных составляющих бюджета страны. Накануне праздника нам удалось встретиться и пообщаться с начальниками таможенных постов «Червонопартизанск» и «Должанский» – Евгением Иванцовым и Виктором Петлевым
Тонкостями рабочих будней с «Твойгород.com» поделился майор Государственного таможенного комитета ЛНР, начальник таможенного поста «Червонопартизанск» Евгений Георгиевич Иванцов:
- Люди часто жалуются на то, что пересечь границу - целая проблема. Им нужно выстоять немаленькие очереди, на что уходит не один час времени. А ведь никто не задумывался, что на посту в смену, которая длится сутки, дежурят всего 4 человека.
- Сколько человек в Вашей команде?
- На нашем посту в штате работают 22 человека, половина из них - опытные сотрудники, а другая часть - талантливая и способная молодежь. Я считаю, что это идеальный «сплав» - опыт и молодость. Сейчас, если оглянуться назад, можно сказать, что комитет практически создан с нуля. А ведь для того, чтобы инспектор работал хорошо, его нужно готовить не менее года. Потому что работа предусматривает наличие довольно глубоких знаний и законодательства. Таможенник должен обладать аналитическим складом ума, быстро ориентироваться и принимать решения на месте. Ведь в его обязанности входит осуществлять таможенный контроль, проводить таможенное оформление, и взимать таможенные платежи, а не только проверить автомобиль и пропустить его.
Плюс ко всему, каждый автомобиль, пересекающий границу, нужно зарегистрировать. Это необходимо для того, чтобы создать единую базу по Республике.
- Евгений Георгиевич, расскажите, пожалуйста, давно ли работаете таможенником?
- Если детально рассматривать мою биографию, то таможенником я работаю с 1995 года.
Начинал с оперативного подразделения, и дошел до начальника таможенного поста. Когда начались военные события в нашем регионе, я, не раздумывая, написал рапорт на увольнение из Луганской таможни. В Украину ехать не собирался, вся родня здесь. Уезжать не было смысла.
- Расскажите о своей работе подробнее.
- Основная функция – это таможенный контроль, взимание платежей и предотвращение нарушений таможенных правил. Хочу отметить, что основной плюс в нашей работе - это то, что таможенные платежи - составляющая государственного бюджета Республики.
Сегодня, оглядываясь назад, понимаешь, что была проделана колоссальная работа. Поврежденные, разрушенные посты восстанавливаются своими силами и при содействии городские служб, органов местной власти, предприятий.
- Работа при Украине и в настоящее время отличается?
- Отличия в службе, конечно, есть. Сейчас все новое, другой подход со стороны руководства как Комитета, так и Республики. Изменилось отношение граждан к нашей деятельности – в лучшую сторону. Сейчас перед нами стоит задача найти общий язык и взаимопонимание с людьми, которые пересекают границу.
- Жители ЛНР часто сетуют на большие очереди на таможне. Какое максимальное количество транспортных средств было зарегистрировано?
- Максимальное количество автомобилей было зарегистрировано 30 декабря - 1200 машин. Если это будние дни, то количество колеблется от 500 до 700 автомобилей за сутки, приблизительно по 15 автобусов. Самые большие наплывы – выходные и праздничные дни.
С 1 января 2016 года 80% автомобилей, которые находятся на подконтрольной Киеву стороне, впервые пересекли границу в нашу сторону - это о многом говорит. Кстати, наши коллеги, которые уехали в Украину, свободно приезжают к родственникам сюда. Чего нельзя сказать о нас.
- Наверняка, за много лет работы происходили разные случаи, которые запомнились вам. Расскажите об этом.
- В былое время – в 90-е и в 2000-е годы много чего находили - наркотики, гранаты, пистолеты, валюту. Причем, в самых разнообразных местах. Фантазии не было границ. Под крыльями автомобилей, в бензобаках, обшивках машин, в бочках с двойным дном. Но, благодаря средствам технического контроля - эндоскопам, все обнаруживалось.
Такому тщательному осмотру подвергались не все транспортные средства. В основном, работали по предварительной информации.
Однажды был случай, когда я лично обратил внимание на то, что в «Москвиче 412» под крыльями защита свежая, чего нельзя сказать о машине. Этот факт меня насторожил, а когда проверили, выяснилось, что именно в крыльях пытались спрятать нелегальный товар. Когда-то в обшивке автомобиля находили валюту. Были, конечно, случаи, когда женщина на себя повесила 300 пачек сигарет, и шла через пункт пропуска. Разоблачили.
Сейчас в основном составляем протоколы из-за просроченного ввоза автомобилей. Необычные грузы как таковые не встречались, обычно - топливо, сигареты, алкоголь. На пункте пропуска очень жесткий контроль. Тем более, наши соседи – россияне имеют современное оборудование, благодаря которому, нелегально провезти очень сложно.
Раньше у нас были еще и собаки, обученные на поиск наркотиков, однажды наш четвероногий друг сработал на колбасный деликатес. Мы, естественно, «преступника» задержали, но оказалось, мужчине теща на тормозок положила 2 палки колбасы в дорогу. Вот такой забавный случай.
Сейчас собак нет, так как для этого нужны специальные кинологические центры, в которых обучают четвероногих «таможенников», и такой работник числится в штате как полноправный инспектор. Но я думаю, мы все-таки к этому придем.
- Как Вы находите общий язык с иностранцами, людьми, имеющими нарушения слуха и речи? Есть ли на таможенных пунктах переводчики и специалисты в этом направлении?
- У нас есть два сотрудника, которые владеют тремя языками, с дипломами институтов международных отношений. Так что с этим проблем нет.
Для людей с нарушениями слуха и речи висят стенды, на которых все доступно расписано.
- Что хотелось бы усовершенствовать на пунктах пропуска?
- Очень хотелось бы обустроить пункты пропуска, максимально приближенные к российским, чтобы были автомобильные весы, средства технического контроля, чтобы можно было профессионально досмотреть автомобиль. Но мы понимаем, что первоначальная задача была – запустить таможенные посты. Мы это сделали.
В целом, я считаю, нужно не ждать, а проявлять самому инициативу. Хотя и говорят, что инициатива наказуема, но я не согласен: если будешь сидеть на одном месте, то движения вперед не будет.
Хотелось бы поблагодарить все службы города, которые всегда отзываются на наши просьбы - КАТП, РЭС, МЧС. Территория периодически просматривается саперами. Были такие случаи, когда весной, с появлением первой травы, на нее отреагировала мина.
- Кого бы хотели выделить из коллег, кто отличился в работе с наилучшей стороны?
- Молодежь наша – очень инициативная, активная, достойна уважения. Я не могу кого-то выделить конкретно. Я им пытаюсь привить чувство коллективизма, единой команды. Все молодцы, выполняют свои задачи.
У нас на посту пять женщин. Они нас, мужчин, дисциплинируют. Ведь не зря же в жизни все подвиги и великие дела совершают из-за женщин. Мы их стараемся оберегать. Все-таки, несмотря на то, что они полноправные сотрудники, у них есть преимущество: они - женщины!
- Что бы Вы пожелали своим коллегам?
-Прежде всего, хотелось бы пожелать здоровья и успехов в работе. Многое зависит от самих сотрудников таможни, если достойно вести себя, то и отношение будет соответствующее.
- Виктор Николаевич, расскажите, пожалуйста, с чего начался Ваш трудовой путь?
- С небольшими перерывами таможенником работаю с 1994 года. Вообще, я - человек военный, раньше летал на военных самолетах ЯК-28 Р и СУ-24 Р. Был штурманом. Только после этого я пришел в таможню, в отдел стражи (работа по контрабанде). Наш отдел совместно с пограничниками курировал границу от Краснодона до Дьяково – наша территория соприкасалась с Донецкой областью. Через нее и пытались нелегально ввезти товар на территорию нашей области.
- Что именно тогда пытались ввезти нелегально?
- Чтобы пересечь границу, самые предприимчивые контрабандисты изготавливали специальные люки, ниши, под обшивки в двери, под торпеду. Находили, в основном, по предварительной информации из ГОВД и при тщательном досмотре автомобиля. Прятали золотые и серебряные изделия, примерно по килограмму. Но это были единичные случаи, а в основном - все на бытовом уровне. Перевозили все то, что можно купить на рынке.
- Сейчас у Вас большой коллектив?
- Коллектив пункта составляет 34 человека, из них 6 женщин, которых я не могу выделить отдельно - это, прежде всего, сотрудники Таможенного комитета, которые занимаются административной работой - платежи, графики, архив.
- В Свердловском районе два пункта пропуска. В отличие от МАПП «Червонопартизанск», пункт пропуска «Должанский» не обустроен, что бы Вам хотелось изменить?
- Хотелось бы усовершенствовать условия на таможенных постах. Например, как у российских коллег. После военных действий, когда все разбомбили, пришлось восстанавливать все с нуля. Например, после дождя инспекторам приходится сидеть в модулях, а людям мокнуть под дождем. Это не совсем нормально. Навеса пока нет. Но со временем должен появиться. Еще очень хочется хорошего освещения.
- Какие, на Ваш взгляд, есть плюсы и минусы в работе?
- Плюсы в работе есть - перспектива, я вижу свет в конце тоннеля. Все, что мы задумали, постепенно реализовывается. В Украине был тупой угол. Что касается минусов – большой наплыв транспорта. Пропускная способность: 130140 машин грузовых и легковых - по 800 в обе стороны. Иногда в праздничные дни цифры превышают 1000.
- Что для Вас важно в работе?
- Для меня как для руководителя важно донести до подчиненных, что они – военные люди, офицеры, если им дан приказ, то он должен быть исполнен..
Коллектив у нас сравнительно молодой, на 90% новый. Но все молодцы. Очень хотелось бы пожелать, чтобы контракт, который они подписали, отработали полностью, чтобы было меньше ошибок в работе.
Ведь суточный режим работы – тяжелый график. И если в начале смены голова работает хорошо, то в конце – уже есть некоторые трудности.
Всем коллегам и свердловчанам хочу пожелать здоровья и мирного неба. Все будет хорошо, главное - в это верить!
Ольга Рудакова
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».