Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

«Цирк не любить — детей не любить»: закулисье Луганского государственного цирка

Луганск
15.04.2021  11:37
11

Ну кто в детстве не мечтал попробовать себя в роли фокусника, жонглера, укротителя тигров или воздушного гимнаста, которые парят под куполом арены?


В преддверии Международного дня цирка (17 апреля) корреспонденты «ТГ» решили попробовать свои силы в этом нелегком труде. Тем более что на протяжении последнего месяца на Луганском манеже идет одно из красивейших аква-­шоу «Феерия поющих фонтанов». К сожалению, из-­за занятости артистов, освоить профессию нам не удалось, ведь в день нашего визита шло представление. Зато мы пообщались с директором цирка и его заместителем, которые рассказали о тонкостях работы, и провели за кулисы, откуда открывается совсем другой взгляд не только на манеж, но и на профессию циркового артиста.

 «Артистов нужно уговаривать!»

Какой же цирк без клоуна?

­ В этом году цирку исполняется 50 лет. В 1971 г. он принял своих первых зрителей — строителей, представителей трудовых коллективов и организаций, принимавших участие в сооружении циркового здания, ­ с таких исторических фактов начал нашу беседу директор Луганского государственного цирка Дмитрий Касьян. ­ Специально для них прилетели из Москвы знаменитые клоуны: Народный артист СССР Юрий Никулин и заслуженный артист РСФСР Михаил Шуйдин. В праздничной программе приняли участие группа дрессированных животных Ивана Рубана, Владимир Оскал-­оол. За полвека зритель имел возможность увидеть цирк на льду, на воде, номера и программы международного уровня. Например, на арене выступал Олег Попов с монгольским коллективом, и другое.

Луганская земля дала старт многим большим артистам. К примеру, в Луганске создавался аттракцион «Запорожские джигиты». Неоднократно выступали народные артисты СССР, дрессировщики Владимир и Людмила Шевченко, Вальтер Запашный с сыновьями Эдгардом и Аскольдом (они давно взрослые люди, один из них директор Московского цирка, а второй художественный руководитель).

Цирк отмечает свой 50-­летний юбилей. Но речь идет о новом здании, которое одновременно является и киноконцертным залом. А вот появился он в Луганске значительно раньше, еще в довоенное время. До этого деревянный шапито находился в парке Первого Мая. Однако в период ВОВ использовался как склад для боеприпасов, и был взорван немцами.

Новый цирк рассчитан на 1800 посадочных мест. В советские времена у нас была прачечная, цех по изготовлению циркового реквизита, декораций, пошивочный цех. Штат сотрудников был в три раза больше. В настоящий момент за каждую штатную единицу идет борьба. Мы вынуждены доказывать в министерстве, что нам необходим медперсонал, ведь люди ежедневно рискуют своей жизнью. Если зрители видят артистов по выходным на представлении, это не значит, что в остальные дни они не поднимаются под купол. Медперсонал необходим не только для оказания первой медицинской помощи, но и для обследования артистов перед выступлением. В настоящий момент в цирке есть только медсестра.

Каждое утро руководители служб собираются у меня в кабинете на планерке и получают задания на ближайшую неделю. Совместно с коллегами мы анализируем проделанную работу. Подготовка любой программы — это кропотливый труд. Очень сложно завести на территорию ЛНР не только реквизит и артистов, но и животных. Это ветеринарные свидетельства, разрешения Россельхознадзора на выезд из России. Есть ряд животных, документы на которых нужно оформлять месяц, а то и дольше. Это ситтезные животные, которые занесены в Красную книгу. Например, обезьяны, попугаи, крокодилы, удавы, слоны, медведи.

Фееричное выступление Андрея Харитонова

Иногда в театре билеты дешевле, чем в цирке. Разница в чем: в театре работают артисты, которые числятся в штате и получают заработную плату. В цирке все иначе. Например, на сегодняшний день у нас выступают московские артисты. Транспортировка из Российской столицы одной машины стоит порядка 300000 рублей в одну сторону, программа приехала на трех автомобилях. Это не считая растрат на ввоз животных и их содержание. Стоимость билета берется не с потолка: согласно всем растратам, составляется смета, и на основании этого ведется строгий расчет, утвержденный министерством. Но люди об этом не задумываются.

Неоднократно пытались договариваться с артистами, и делать программу дешевле, но это работало против нас. Люди неохотно шли на эти представления, считая, что если дешево, то значит, и программа ерунда.

К тому же, уговорить артистов приехать в Луганск — проблема. Одни боятся боевых действий, другие ­ санкций (это выездные артисты, которые выступают за границей). В этом направлении администрацией цирка проводится колоссальная работа.

Кобзон сказал: «Помогу!»

Замдиректора Тамара Митителу провела нам экскурсию по цирковому закулисью: гримерки, репетиционный зал, технические узлы, душевая, места для хвостатых артистов: конюшня, помещение для слонов, медведей, тигров.

­ Ветеринар строго следит за рационом животных, ­ рассказывает Тамара Сергеевна. ­ Как правило, они стоят очень дорого и являются достоянием страны, которую представляет их хозяин, так что и отношение к ним должно быть соответствующим. Когда в 2019 году выступал египетский дрессировщик Хамада Кута, он выводил на арену пять тигров. Зрители всплескивают руками: «Ой, кошечки!». А они ежедневно съедали по 9 кг вырезки высшей категории. Умножаем на пять, получаем 45 кг мяса в день. Помимо этого, животные еще кушают овощи, фрукты, яйца, молоко. Кормами занимается заведующий художественно-­постановочной частью.

Подбирая программу, нужно знать конъюнктуру — учитывать то, что зрители увидели, и то, что хотят увидеть. Главное, что это все происходит на личностных контактах. После боевых действий 2014 г. арену восстанавливал Иосиф Кобзон. Сначала директор показал ему выбитые стекла, а потом обратился: «Иосиф Давыдович, давайте поднимемся, там еще купол пробит!». На что тот ответил: «Не надо, у меня и так сердце болит! Помогу!». После этого в цирке начались восстановительные работы. Ремонтировать пришлось многое, но, к сожалению, цветы, которые составляли гордость нашего цирка, летом 2014 года остались без полива, и в итоге погибли.

Ирина Пальчинская с Мэри (2019)

Однако цирк помнит не только трудные времена, ведь курьезные случаи у нас бывают довольно часто. За кулисами у нас прохладно, а костюмы у артисток очень открытые. В ожидании своего выхода воздушная гимнастка замотала поясницу бабушкиным пуховым платком, да так и выскочила на арену (смеется). В прошлом году у нас работал дрессировщик, у которого были обезьяны. Самый талантливый хвостатый артист имел моду сбегать со всех площадок, и Луганский цирк не стал исключением. В поисках его все сотрудники сбились с ног, и нашли Кузю аж возле стадиона, где он прохлаждался под деревом. Лет двадцать назад маленький львенок выскочил из вольера, и, пробив двойное стекло, выскочил на улицу. Однако, оказавшись на свободе, он испугался, сел и не сдвинулся с места, пока за ним не прибежал дрессировщик.

Тамара Сергеевна показала нам музей, где бережно хранится не только история Луганского цирка, но и развития циркового искусства Луганщины. Вот и она сама на фото — еще юная артистка. Здесь можно увидеть макет старого цирка, яркие сценические костюмы, а также известную всему миру знаменитую клетчатую кепку – подарок Олега Попова. Целый стенд посвящен директору Свердловского цирка, нашему земляку Анатолию Марчевскому. На хорошем счету там и неизменный руководитель народного цирка «Юность» Татьяна Гребенкина.

 «Арена — это волшебство!»

­ Свои первые впечатления о Луганском цирке я получила еще в детстве, ­ рассказывает руководитель свердловского народного цирка «Юность» Татьяна Гребенкина. ­ В те годы такие поездки часто организовывали от предприятий, и я часто ездила с родителями. Несмотря на то, что я уже занималась в цирковом коллективе, именно там я прикоснулась к волшебству манежа, с замиранием сердца смотрела фокусы, трюки, выступления цирковых животных, и впитывала это душой. Такие поездки всегда были большим событием.

С тех пор прошло много лет, и когда с двухтысячных годов стали проводиться в цирковые фестивали в Луганске, я теперь привожу своих воспитанников. Дети к таким выступлениям готовятся с особым подъемом. После такой поездки они заряжаются цирковой атмосферой на целый год. Юные артисты не только набираются впечатлений, но и находят среди участников фестиваля новых друзей.

К выступлению в Луганском цирке идет другая подготовка: номера перестраиваются с учетом работы на арене. На сцене ты находишься лицом к зрителю, а спина у тебя прикрыта. На арене зритель располагается вокруг, то есть тебя видят со всех ракурсов, и главное тут ­ не потеряться. Это немного сложнее, и нужно привыкнуть работать на четыре стороны. Тем более что для таких ответственных выступлений мы выбираем самые сложные номера.

Я очень переживаю, когда выступают мои артисты. Но стоит отметить, что публика очень доброжелательная и располагающая. Люди активно поддерживают артиста, даже если трюк не удался с первого раза.

На Луганской арене мы выступали приблизительно 10­12 раз. В 2019 году на фестивале «Цирковое будущее» свердловский цирковой коллектив представляла тройка акробатов: Ирина Пальчинская, Камила Титова и Милана Кравцова. В этом ­ пока не знаю, я только отправила видео подготовленных номеров, и директор цирка пока их отбирает.

 После этого мы заняли места в зрительном зале, где сидело много ребятишек. Еще 20 минут назад Ольга Легенда и Андрей Харитонов разминались в репетиционном зале, а теперь в струях фонтанов они блистают на арене. Хотя нам и не удалось попробовать на себе цирковые профессии, но клоуны, канатоходцы, дрессировщики, силачи, роликовые фигуристы вернули нас в детство. Ведь как сказал Дмитрий Касьян: «Цирк не любить — значит, детей не любить!»

Ольга Рудакова и Лилия Голодок

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».