Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Приходя, несите свет! О том, как музработник наполняет прекрасным души детей приюта

Свердловск
11.05.2020  09:48
14

Как это может быть, что каждый раз, уходя с очередного мероприятия в Центре социально-психологической реабилитации детей, все присутствующие в зале бывают поражены увиденным?


Это состояние эйфории, высоких нот души, комка в горле и откровенных слез, у каждого зрителя в разном возрасте и должности. Ведь здесь не театр с профессиональными актерами, и в штате нет режиссера? Но как трогательно, трепетно, до полного пленения зрителей выстроена сюжетная линия. Будь то Новый год или День Победы, где ты полностью проникаешься темой - утопаешь в ней, получая эмоциональный взрыв! Еще интереснее: как может случиться, что затрагиваются самые лучшие сердечные струны, из раза в раз, на каждом празднике? Ведь состав детей, живущих в этом доме, всегда разный. Не меняется только музыкальный руководитель, который все это задумывает и превращает в реальность - Елена Александровна Щербакова.

Глядя на нее во время театрализованных представлений, удивляешься этому тесному взаимопониманию ее и детей приюта. На сцене они – одна команда, одно целое. Как она достигает гармонии взаимопонимания с детворой, и кто является вдохновителем ее нескончаемых, грандиозных идей? Кто помогает в реализации, и чему до сих пор учится она сама? Сегодня расскажем об этом удивительном творческом человеке.

Свет любви средь серых буден

- Я очень эмоциональный человек, люблю людей, и не подвержена депрессиям. Мне некогда! Не могу просто время тратить, сидеть или смотреть телевизор - беру спицы и вяжу. Иногда одиночество мне необходимо! Замыкаюсь в себе, как улитка, восстанавливаю энергию, потому, что много отдаю детям.

Я не педант, но в работе, в подготовке мероприятия, все должно быть разложено по полочкам. Стараюсь передать свои знания и эмоции детям, а через них - зрителям. Пока я не пропущу каждое слово через себя, пока не пойдут «мурашки» по телу, я не начну писать.

Всплывают в памяти «личные истории», запавшие когда-то в мою душу. Такие как произведение «Танго смерти»: я ищу подробную информацию, которая лавиной меня захлестывает, дает толчок. Люблю современных композиторов, поэтов: Хорватскую рапсодию, стихотворение «Военные осколочки» или историю Бабьего яра, все они западают в душу, и обязательно хочется ими поделиться со всеми. Когда я пишу сценарий, у меня перед глазами стоит ребенок, для которого этот номер. Слышу его интонацию, тембральность, анализирую, и в соотношении этого получаю результат. Могу сказать, что складываются пазлы из номеров и слов ведущих, «ложится» музыка далеко не сразу, но однажды «выпрыгивает» откуда-то изнутри рано утром или во сне.

Сказка, воплощенная в жизнь талантами детей

Во время монологов, ставлю фоном музыкальное произведение, для яркости восприятия. А по окончании концерта такая радость и одновременно усталость нечеловеческая. Рада, что иногда мы с детьми ломаем психологические характеристики специалистов. Отстающие в обучении дети через художественные номера раскрываются быстрее и непринужденнее. Это, наверное, самое главное в жизни.

С чего начинается музыка

Мне повезло с учителями. А за наш разговор с преподавателем музучилища благодарна особенно. Он сказал: «Все хотят играть в оркестрах - это здоровые амбиции. Ты там будешь первой или двадцатой, если повезет. Можно быть хорошим музыкантом, но плохим педагогом. У тебя есть все, но выбери то, где ты принесешь больше пользы».

Когда я пришла работать в Центр, быстро поняла, что вся моя предыдущая педагогическая деятельность «пошла под откос». Страшно было, говорили, что теперь новые технологии и дети другие, но Надежда Николаевна Пономарева взяла меня к себе. И дети оказались такими, как всегда, просто сейчас много ненужной для них информации.

Я трудоголик, мне надо быть впереди, не могу быть второй. Поняла, что надо применять другие формы работы. Дети поступают сюда без подготовки, запущенные, ничего не видевшие и не слышавшие, часто с покалеченными судьбами и душами. Но то, что в них заложено, через импровизацию мы должны открыть. Заметить в каждом ребенке талант, которым он обладает, и всячески развивать его. Дать возможность детям играть, но быть направляющим звеном и придерживать правила игры. В этом вся мудрость и любовь к детям.

С единомышленниками-сотрудниками и воспитанницей центра

Интуитивно пришла к выводу, что с такими ребятами нужно начинать работать с элементарного: хлопков и стука. Тем более, что инструменты для создания музыки всегда при нас: хлопки ладошами, щелчки пальцами, притопы. На занятиях мы играем, извлекая звук из коробочек с бисером, стаканчиков с водой (оркестр воды), камушков, воздушных шариков. И только потом начинаю знакомство с длительностью звука. Постепенно ко мне стала «приходить» нужная информация из интернета: столкнулась с методикой Карла Орфа, слушаю вебинары Татьяны Тютюнниковой, профессора консерватории. Сама провожу семинары, на которых доказываю, что это интересно, просто, красиво и, что немаловажно - дешево. И так могут все!

Не так давно «загорелась» игрой на ложках. Понятия не имела, как это делать, да и не было их. Благодаря находчивой Надежде Николаевне, которая «раздобыла» деревянные ложки, теперь «стучат» дети не только среднего возраста, но и малыши. Появился оригинальный танец.

Даже если не вернетесь - уходя, оставьте Свет

Патриотическая тема для детского осмысления сложна. Поэтому предварительная работа огромная, смотря глаза в глаза, даже если ребенку 6 лет или 4 года. С ними нужно много беседовать, рассказывать им о тех событиях, чтобы они прониклись, поняли трагедию народа. Учитель должен быть многогранен, и отдавать детям все, что знает. Тогда из ребенка получится «целая» нота.

Молодому поколению иногда не понять, почему простая песня вызывает слезы на глазах, и переворачивает душу. Пытаюсь им привить чувство прекрасного, рассказать о самом важном в жизни. Есть истории, которые они обязаны знать, независимо от того, кто их родители. Внутренняя культура и интеллигентность либо есть, либо нет. Ни деньги, ни власть, ни должность не дают этого.

Очень люблю песни войны и послевоенного времени. Может быть, потому, что моя мама, оставшаяся сиротой, много рассказывала о тех временах. О том, как мой дед погиб на пятый день войны, а бабушка - на их с сестрой глазах. Как она носила в госпитале в банке из-под консервов раненым суп. О детском доме в Ровеньках, о ее голодных снах и грезах о сдобной булочке. Эти рассказы наложили свой отпечаток, и до сих пор меня подпитывают любовью к жизни и к Родине.

Свет собой заполнит город

Мой папа всю жизнь, до конца своих дней ходил в самодеятельный театр. Наверное, поэтому я с детства любила декламировать, петь. Вдоль моей кровати висел коврик с незатейливым узором в полосочку. Вот они и были моей первой клавиатурой, и вместо того, чтобы засыпать, я «играла» на них. Постепенно увлекаясь, начинала петь, увеличивая громкость. Со временем родители пришли к выводу, что нужно покупать инструмент. В музыкальную школу ходила с большим удовольствием, училище закончила по двум специальностям: фортепиано и духовые ударные инструменты.

Однажды в музыкальную школу Красного Луча, где я отрабатывала после окончания обучения, приехал дирижер женского оркестра. Он пригласил меня в свой коллектив, упомянув о гастролях за границей. Но директор школы не отпустил меня категорически! У меня возникла сильная обида, боль, но по прошествии времени я поняла, что, значит, так надо было. И ни разу не пожалела о случившемся. Из каждой встречи в жизни с любым человеком, выбираю что-то хорошее, позитивное. А заграницу я увидела при других обстоятельствах. Но если бы кто-то тогда мне, так любившей музыку, сказал, что придется 17 лет работать в торговле, я бы посмеялась. Однако жизненные обстоятельства сложились так, что надо было дать образование сыну. И по-другому никак. Но после долгого перерыва пошла работать туда, куда звало мое сердце.

Дети - моя жизнь

От того, что я работаю именно здесь, получаю огромное удовольствие. Здесь простор для моего творчества. Мои фантазии летают, как бабочки, я не успеваю «посадить» их в клетку, для того, чтобы посмотреть под крылышком у нее, какого она цвета.

В музыкальной школе, например, все зависит от того, захочет ли твой воспитанник и его родители отдать всего себя музыке. Обидно, когда у ребенка есть талант, а родители «видят» его юристом. А вот в системе профтех-образования, где пришлось 10 лет работать, дети были другой категории. С ними мы выступали в КВН, ездили с концертами. Там, как и в нашем Центре, не было избранных, мне нравилось с ними.

Они - друзья по сути

В обычной школе наших воспитанников иногда обижают, унижают. Мне очень обидно за своих. Вот мы с ними каждый раз и доказываем, что они талантливы! Но есть проблема: выходя отсюда, дети нередко опять попадают к взрослым, которые накладывают большой отрицательный отпечаток на их судьбы. Считаю, что в каждом плохом поступке ребенка виноваты взрослые. В них причина плохого, и оправданий здесь не может быть.

Конечно, бывают сложности в каждом наборе новых детей, и я знаю, что легко не будет никогда. Ведь все приходят сюда неуверенные в себе, с заниженной самооценкой, плохой дикцией. Но мы с детьми не просто читаем стихи или танцуем, мы работаем над собой. Ведь важно спеть с душой, и не важно, сильный у тебя голос или нет. Постепенно все нормализуется, иногда выходит на высокий уровень - сказывается присутствие увлеченных людей рядом с ними. Для меня зажигается звездочка в небе, когда мои воспитанники по собственному желанию учат стихи и песни с глубоким смыслом, вызываются это рассказать. Наши дети иногда выступают лучше тех, которые занимаются много лет. И это особый раж. Значит, я сумела донести до них смысл, правильно прочитала текст, преподнесла тему в нужной форме!

А дети все хорошие! Плохих - нет! И без них я никто. Куда я со своими идеями, брызгами, если не к ним?

Надежда Коломиец

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».