С диабетом жить несладко. Как свердловчане приноровились жить с болезнью?
Татьяна: «Через три дня палец отрезали»
– Десять лет назад на меня напала собака и откусила пучку на пальце. За медицинской помощью я обратилась сразу же, но началось заражение, и через три дня палец отрезали. Именно в это время выявился сахарный диабет. С тех пор моя жизнь кардинально изменилась.
Два раза в год обязательно нужно ложиться в стационар. Я пью много жидкости, и это усложняет мою мобильность. Мне уже 70 лет, поэтому, кроме повышенного сахара в крови, часто повышается артериальное давление. И вот тогда я чувствую себя плохо. Очень кружится голова, и порой приходится идти «по стеночке».
Конечно же, в первую очередь нужно делать все для профилактики, но если уж болезнь приключилась, не ляжешь ведь помирать! Оказалось, что жить с ней можно, правда, приходится часто «договариваться». Если будешь придерживаться диеты и пить лекарства, проживешь долго. Обязательно нужны ограничения в питании. Сразу пришлось отказаться от конфет, сдобы, риса. Это было сложно, и на это мне потребовалось около года.

Теперь сладкое не позволяю себе даже в праздник, никаких тортиков. Вино тоже не употребляю, по особому случаю могу водки просто пригубить. Фрукты не все можно, в сторону винограда даже смотреть нельзя! У меня на усадьбе он растет сортовой, с крупными ягодами. Когда он поспевает, в день я могу съесть одну ягодку. Можно зеленые несладкие яблоки, киви, вчера я целый грейпфрут слопала. Он у меня был вместо ужина. Обязательно каждый день нужно кушать суп, но я картошку в нем не ем.
Я живу одна, поэтому корректировать свое питание мне несложно. Главное, чтобы вкусняшки не попадались на глаза. В основном продуктами меня снабжает дочь, и она прекрасно понимает все нюансы создавшейся ситуации. Когда я лежу в больнице, то питаюсь здесь. Вот сегодня на завтрак ячневая каша с яйцом и салат из капусты. Это вкусно и полезно!
Мне дочь купила глюкометр, и уровень сахара в крови я контролирую. Хотя и без прибора чувствую, когда поднимается сахар, потому что такие симптомы как слабость и сильная потливость проигнорировать просто невозможно. Особенно это проявляется летом, в сильную жару.
По данным Минздрава ЛНР, в 2020 году в Свердловске и районе было зарегистрировано 504 больных сахарным диабетом I типа, при этом вновь выявленных 44 случая. Это третье место после Луганска и Антрацитовского района.
За 2024 год Свердловск так и остался на третьем месте. В нашем городе и районе насчитывалось 527 заболевших СД I типа, было выявлено 37 новых случаев.
В 2020 году больных СД II типа в Свердловске зарегистрировано 2489 человек, что поставило наш город на 5 место по всей республике. А в 2024 году было зарегистрировано 2017 человек, и это отодвинуло наш город на 6 место.
Если в 2000 году вновь выявленных случаев было 88, то в прошлом – 116.
У меня диабет II типа, то есть я «сижу» на сахароснижающих таблетках. Дело в том, что я никогда не получала таблетки бесплатно, и из пенсии тратила приличную сумму. Порой пенсии не хватало. Но теперь все по-другому – лекарства выдают бесплатно.
Сначала я была растеряна, а теперь понимаю, что не одинока в своей проблеме. Со всеми, кто лежит в палате, чаще всего обмениваемся номерами телефонов, интересуемся самочувствием друг друга. Я поддерживаю больных людей, а они поддерживают меня! За десять лет я узнала о сахарном диабете, можно сказать, все.
Наталья: «Зефир мне снится!»
– Сахарным диабетом я болею уже 15 лет. У меня генетическая предрасположенность – многие родственники по маминой линии (дяди, тети и даже племянницы) столкнулись с диабетом II типа. Но у меня было довольно крепкое здоровье, я даже никогда не лежала в больницах, поэтому была уверена, что меня эта участь минует. Но стала замечать изменения в организме – несмотря на то, что питание было то же, я стала сильно худеть, и сразу пошла на прием к поселковому терапевту, так и был обнаружен сахарный диабет II типа.
Сейчас приезжаю к эндокринологу, и он выписывает мне все необходимые препараты, я получаю их бесплатно.
Перед тем, как выявили высокий сахар, я покупала зефир в шоколаде, и за раз съедала по целой коробке. Я и сейчас ела бы сладости днем и ночью. Когда засыпаю, представляю, как откусываю воздушный зефир, как хрустит и тает во рту шоколад. Арбузы и виноград ела бы ведрами. Я, конечно же, стараюсь себя ограничивать, но иногда удержаться не могу, и в праздник могу позволить себе кусочек тортика. Правда, он откликается повышенным сахаром буквально на следующий день! Смотришь на глюкометр, а сахар – 15! Это вдвое больше допустимой нормы.
Сначала пыталась заниматься самолечением – травы, яйцо с лимоном, настойка из ореховых перепонок. Все это, возможно, и помогает предотвратить болезнь, но я пришла к выводу, что, пока не выпьешь таблетки, которые назначил врач, ничего не изменится.
Людям, которые подозревают, что у них повышенный сахар, настоятельно советую не заниматься самолечением, не ждать, пока «само пройдет», и немедленно идти к врачу! Сейчас много информации в интернете, и всевозможными советами об исцелении заболевшего можно сбить с толку.
Состояния бывают разные: одно время я чувствовала себя достаточно хорошо, и не измеряла сахар около полумесяца, но сейчас почувствовала ухудшение, и проверяю каждый день.
Я живу в поселке и у нас, можно сказать, все друг друга знают. Сначала я скрывала свою болезнь, но, во-первых, новости в маленьких населенных пунктах распространяются быстро – порой достаточно с одной подругой поговорить по душам. А во-вторых, выяснилось, что среди людей моего возраста много тех, кто знаком с этой проблемой не понаслышке.
Некоторые утверждают, что сахарный диабет – не болезнь, а образ жизни, но я абсолютно с этим не согласна. Образ жизни человек выбирает, а диабетики поставлены в рамки безысходности. Конечно же, я испытываю чувство обиды на жизнь. Диабет – это тихий убийца, он же у нас в организме убивает все. За годы болезни у меня значительно ухудшилось зрение.
Сергей: «Диагноз я храню в секрете»
– Диабет I типа у меня был выявлен в 2000 году. Меня постоянно мучила жажда, сухость во рту, пил много жидкости (чаще всего это были сладкие напитки), соответственно, я стал посещать туалетную комнату буквально каждые 15 минут. Есть хотелось только сладкого, и в основном я «нажимал» на сгущенку. При этом сильно потел, и одежда от сахара, который выходил вместе с потом, буквально прилипала к телу. На все эти симптомы я долго не обращал внимания, хотя в роду у меня много диабетиков: тетя, бабушка, но главное – моя дочь в четыре года заболела сахарным диабетом. Ей сейчас 35 лет, и, слава Богу, ей удается поддерживать себя в форме.
Сахарный диабет – группа эндокринных заболеваний, связанных с нарушением усвоения глюкозы вследствие абсолютной или относительной недостаточности гормона инсулина. По данным Международной диабетической федерации, на сегодняшний день сахарным диабетом страдают 589 миллионов человек в возрасте от 20 до 80 лет. По прогнозам, к 2050 году это число вырастет до 853 миллионов. Диабет быстро распространяется, и в экономически развитых странах количество больных составляет 7,6%, а в развивающихся – 4,9% населения.
Можно сказать, что диагноз я поставил себе сам – взял дочкины тест-полоски, и они показали высокий уровень сахара в моче. Но в больницу я не пошел – старался «разбудить» поджелудочную железу самостоятельно: год купался в ледяной воде, но вылечить эту болезнь не удалось. Поэтому, через пару лет все-таки обратился к эндокринологу – ныне покойной Лидии Высоцкой, и она сразу назначила инъекции инсулина. Конечно же, теперь я понимаю, что к врачу нужно было идти раньше, как только почувствовал жжение в подошвах. Но тем не менее я стараюсь поддерживать себя в тонусе. Пытаюсь каждый день проходить около 10 километров, летом много езжу на велосипеде. При сахарном диабете особо нужно следить за состоянием стоп. Кожа на них сильно сохнет, порой возникает такое чувство, словно ноги окунули в жидкий раствор цемента, а потом высушили. Обязательно нужно найти хороший крем для ног и пользоваться им постоянно. А чтобы поддерживать сосуды стоп в тонусе, я стараюсь использовать всякого рода массажеры.
Я, конечно же, придерживаюсь диеты, особенно по утрам. Пока организм не проснулся, завтрак у меня одинаковый – сварил две ложечки овсянки, перекусил. Часа через два съедаю пару вареных яиц и овощной салат. Бывает, надоедает, но я привык, и организм хорошо откликается на такую еду. Могу съесть сладкого, но за сахаром в крови слежу, порой по нескольку раз приходится колоть палец. Соответственно, подкалываю инсулин. Сначала это казалось такими мудреными задачами, но сейчас я стал тонко чувствовать потребности своего организма. Одним из самых уязвимых органов при сахарном диабете становятся почки, но благодаря личному жесткому контролю, как показывают анализы, слава Богу, почки у меня работают хорошо.
Лет десять назад мы сами покупали лекарства, а сейчас все, что необходимо для лечения сахарного диабета, нам выдают бесплатно. А вот комплексные лекарства приходится покупать самостоятельно.
Я очень эмоциональный человек, поэтому стараюсь избегать лишних волнений. А чтобы не было постоянных расспросов, свой диагноз стараюсь хранить в секрете. Хотя нужно иметь медальон или ремешок на часах, где нужно указать диагноз на случай гипогликемии, то есть когда укололся, но по каким-то причинам не поел, и сахар в крови упал. В этом случае человек может потерять сознание, и ему потребуется срочная медпомощь.
Лилия Голодок
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».