
Илья Хвостиков родился 5 октября 2002 года в Суходольске. Его мама Лариса Александровна вспоминает сына как очень спокойного, уравновешенного и доброго ребенка:
– С самого детства мы понимали, что он растет невероятно спокойным и неконфликтным. Поэтому муж начал приобщать его к спорту – покупали боксерскую грушу, гантели. Со временем Илья и сам потянулся к спорту, стал заниматься футболом, привозил с матчей медали и грамоты. Учеба давалась ему не очень – учился в основном на тройки, но был очень умным. В жизненных ситуациях он всегда проявлял смекалку. Он был развит не по годам, – говорит мама.
У Ильи была младшая сестра Виктория. Лариса Александровна с особой теплотой вспоминает один эпизод из их детства.
– Однажды Вика сильно вывела меня из себя – и поведением, и жалобами из садика. Я пришла домой и начала на нее кричать. Илья тихо взял ее за руку, отвел в другую комнату и сказал: «Вика, не плачь, сейчас мама успокоится, и все будет хорошо». Когда я это услышала, будто ведро холодной воды на меня вылили. Я поняла, что делаю что-то не так. Таким детям просто нет цены.
Илья учился в Суходольской школе № 5, окончил 11 классов. До шестого класса он уверенно учился, был отличником, однако с седьмого класса учеба стала даваться сложнее. После школы он поступил в Краснодонский промышленно-экономический колледж на экономическую специальность.
– После колледжа он очень хотел уехать на море – и отдохнуть с ребятами, и подработать. Я просила его сначала получить диплом, а уже потом ехать. Когда ему вручили диплом, он пришел домой, положил его на стол и сказал: «Все? Теперь я могу делать, что хочу?» – вспоминает мама.
В старших классах в компании появился парень, который начал пользоваться спокойствием и добротой Ильи, постоянно провоцировал и пытался его унизить. В какой-то момент Илья не выдержал и дал отпор – одним ударом он нанес обидчику сотрясение и сломал нос.
– Он пришел ко мне и сразу сказал: «Мама, жди полицию». Я была в шоке, он все рассказал честно, как было. Полиция действительно приехала, разобрались, и Илью признали невиновным – ребята подтвердили, что его постоянно задевали. Тогда участковый сказал Илье: «Тебе бы к нам в полицию, нам нужны такие – сильные и спокойные». Именно тогда у него появилось желание связать жизнь со службой.
С тех пор Илья постоянно говорил о желании служить, мечтал попасть в спецназ. Мама пыталась его отговорить, говорила, что это опасно, но он отвечал: «Я все понимаю и все знаю».
В 18 лет Илье пришла повестка на срочную службу. Он поехал проходить медицинскую комиссию, как сказал родителям, но вечером вернулся и сообщил, что подписал контракт и уезжает на позиции.
– Я просто онемела. Он все оформил, но мне ни слова не сказал заранее. Я долго не могла прийти в себя. Тогда подруга, работавшая в воинской части, успокаивала меня: «2021 год, относительно спокойно, год отслужит и вернется». Я смирилась, понимая, что уже ничего не изменить.
В феврале 2022 года Илья был в отпуске дома. Затем его срочно вызвали, и он уехал. Более двух месяцев с ним не было никакой связи.
– Даже когда он приезжал на побывку и уходил гулять, всегда предупреждал, что задержится. Он знал, что я буду волноваться, и старался не тревожить меня лишний раз, – говорит мама.
30 мая Илья позвонил и попросил выслать лекарства – он сильно простудился. Лариса Александровна сразу поехала в часть, добивалась отправки медикаментов. В тот же день лекарства повезли, но до него они так и не дошли.
1 июня друг Ильи, приехавший в отпуск, сообщил страшную новость: Илья в плену. В Северодонецке их группа отправилась на разведку в здание, где оказалась засада. Их ждали. Друг был ранен в голову, но выжил. Оба попали в плен. По рации вызывали помощь, но безрезультатно.
– Я была в полном шоке, не понимала, что делать, и жив ли он вообще. В части мне сказали, что, если появляется видео с пленными, значит, их готовят к обмену. В тот же вечер знакомая прислала видео… грязные, худые – это было страшно. Когда их брали в плен, вражеская сторона сбросила бомбу в здание, там Илья получил первую контузию.
Илья был очень прямолинейным, говорил правду в лицо, и это сыграло свою роль. Пленных заставляли говорить на камеру ложь об обстрелах, но Илья отказался. За это его жестоко избили.
Он провел в плену 10 месяцев. Эти пленные были «показательными» – к ним приезжали журналисты, поэтому их хотя бы иногда кормили и раз в месяц разрешали позвонить домой ровно две минуты.
В апреле 2023 года Илью обменяли.
– Помню, он позвонил и сказал: «Мама, меня обменяли». Это было невыразимое счастье.
После плена Илье дали 10 дней отпуска. Мама видела, что в его глазах появилась пустота – он многое пережил. Но доброта и спокойствие остались с ним навсегда.
После отпуска Илья вернулся на службу уже в качестве оператора БПЛА. Когда их группа выдвинулась на позицию, из восьми человек доехали только двое – Илья и еще один боец. Остальных накрыло дальнобойными снарядами. Позже Илья стал командиром отделения БПЛА.
Ему обещали отпуск. Он просил родителей получить его зарплату и купить машину – говорил, что приедет и займется автомобилем. Но машину он так и не увидел…
23 марта Илья написал маме, что у него все хорошо и что им выделили крепкий блиндаж. Это было последнее сообщение. После этого он перестал выходить на связь. Лариса Александровна связалась с его частью, но внятных ответов не получила. Сердце уже чувствовало беду.
Через несколько часов сообщили, что Илья умер. Он погиб 24 марта 2024 года. Официально о гибели сообщили 27 марта. Обстоятельства смерти так и не были установлены.
Хвостиков Илья Александрович погиб в селе Белогоровка ДНР.
Когда после гибели вернули его телефоны, все они были запаролены. Пароль на каждом был один – дата, когда он попал в плен...
Илья Александрович имел звание младшего сержанта. За время службы он дважды был контужен. Побывал во многих городах Луганской и Донецкой республик.
Он был награжден медалью Жукова в марте 2022 года и орденом Мужества – посмертно.
«Эта новость стала для семьи тяжелейшим ударом»

Дмитрий Эдуардович Сюрин родился 27 октября 1996 года в поселке Таловое. Дмитрий был первым ребенком в многодетной семье. Веселый, ответственный, любящий – таким его запомнили родные. Он с особой теплотой относился к младшим братьям и всегда был для них защитой и опорой
В 2003 году Дмитрий пошел в первый класс Таловской школы. Учился, как вспоминает мама Наталья Николаевна, как все дети – «ни плохо, ни отлично». Учителя отзывались о нем хорошо. На кружки он не ходил, поскольку большую часть времени помогал дома – нянчился с младшими. В детстве любил играть в футбол и готовить. Именно увлечение кулинарией привело его после окончания девяти классов в колледж поселка Краснодон, где он поступил на специальность «повар-кондитер». Однако учебу завершить не удалось.
В 2014 году из-за событий того времени Наталья Николаевна вместе с детьми уехала в Россию. Семью распределили как беженцев в Северную Осетию. Там, по словам матери, люди были очень добрыми и отзывчивыми, помогали, чем могли. Но в декабре 2014 года они все же вернулись домой: «Как бы хорошо ни было там, здесь – наш дом и Родина. Да и детям было тяжело – другой язык».
Вернувшись, Дмитрий попытался восстановиться в колледже, но что-то не получилось. Он стал постепенно выходить на различные подработки, чтобы зарабатывать деньги. В 2018 году заключил свой первый военный контракт в Алчевске. Последний контракт был рассчитан до конца сентября 2022 года.
19 февраля 2022 года, когда начались события, изменившие жизнь семьи, Дмитрия и его сослуживцев собрали и отправили на место дислокации. Он приехал домой, собрал вещи и сказал, что ему необходимо уехать.
За время службы Дмитрий побывал во многих городах и населенных пунктах республики – Александровке, Пурдовке, Зимогорье, Славяносербске и других, названия которых мать не смогла сразу вспомнить. Он был пулеметчиком. Его позывной – «Малой», позже товарищи стали называть его «Борода» за густую растительность. Все это было по-доброму и по-товарищески.
17 марта 2022 года Дмитрий вместе с ребятами вышел на боевое задание в районе поселка Пурдовка возле Северодонецка. Они ушли и не вернулись. 20 марта командир позвонил матери и сообщил, что бойцы числятся без вести пропавшими.
– Мы искали его где только можно: обращались в Москву, искали по чатам и группам, – вспоминает Наталья Николаевна. – Информацию удалось получить от командира, который отправлял Дмитрия на штурмы. Он сообщил, что знает район, куда ребята были направлены, и поедет их искать.
23 июня матери сообщили, что необходимо приехать на опознание в Луганск. 27 июня Дмитрия перезахоронили в Таловке. Эта новость стала для семьи тяжелейшим ударом: младшие братья долго не могли поверить – ведь он был их поддержкой.
По данным, полученным семьей, группа попала в засаду. Дмитрий получил огнестрельное ранение в область груди с повреждением внутренних органов. «Мне сказали, что он жил от секунды до минуты после ранения», – рассказывает мать. Его и еще пятерых ребят нашли в общей могиле.
Сослуживцы позже приехали на похороны и отзывались о Дмитрии добрыми словами – скромно, боясь лишнего сказать, но с искренним уважением.
Наталья Николаевна вспоминает и предчувствие, которое не покидало ее все те дни.
– 4 марта он перестал выходить на связь. Я звонила в часть – сказали, что он сильно заболел. 16 марта я передала ему посылку – лекарства, еду. А на душе была необъяснимая тяжесть, как будто знала, что что-то не так.
У Дмитрия не было детей, но он мечтал о крепкой и любящей семье – возможно, потому, что сам вырос в окружении младших братьев. В семье они всегда были очень дружны, много времени проводили вместе.
Дмитрий Сюрин удостоен награды «За отвагу» посмертно.
В памяти родных Дмитрий останется опорой семьи, их защитой и самым лучшим братом. Его доброта и верность близким навсегда останутся в их сердцах.
Страницу подготовила Лика Бородина
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».