Свердловск
27.09.2024  15:45
31

Ровно двадцать лет назад был учрежден День работника дошкольного образования, который отмечается 27 сентября. Однако воспитатель детского сада «Калинка» Елена Макогон на одном месте работает вдвое дольше. На ее счету около 15 выпусков. Многие эту профессию считают легкой и приятной. Но так ли это, мы решили узнать у Елены Сергеевны.

С настроением!

– Свою трудовую деятельность я начинала в «Незабудке» нянечкой, – рассказывает она, – и заведующая послала меня на курсы воспитателей. В конце семидесятых рождаемость в городе была высокой, так что детские сады, можно сказать, росли, как грибы, а воспитателей не хватало. Чтобы работать с детьми, достаточно было окончить педкласс. Я уже знала эту профессию изнутри, поэтому легко согласилась.

«Калинка» открылась, и в июне 1984 года я сразу приняла младшую группу из 45 ребятишек. Даже односпальные кроватки в спальню не вмещались, и тогда их заменили на двухъярусные.

Сейчас ребенок обязательно проходит адаптацию, то есть в детский сад родители его приводят сначала на полдня, а тогда такого не было. Первые месяцы было нелегко, но со временем все встало на свои места. Большинство моих коллег также были выпускниками педкласса, но рядом работали и опытные педагоги: Людмила Рудик, Валентина Назарова, Надежда Яковлева, которые стали нашими наставниками.

Правда, раньше дети были более спокойными, послушными, они все игрались на небольшом коврике. Нынешние малыши более подвижные и любознательные, многие гаджетами умеют пользоваться с младенчества. Да и рассуждают иногда, как взрослые.

Когда ребенок приходит с удовольствием в детский сад – это, пожалуй, самое приятное в нашей профессии. В группе есть девочка, которая нормально посещала детский сад, а вот несколько дней подряд приходит и плачет. Я спрашиваю у нее, возможно, ее кто-то обидел, но оказывается, что она скучает по маме, которая пошла на работу. Нередко такие родители ограничены временем, и, оставив утром ребенка в саду, переживают, что их чадо целый день плачет у окна. Однако это не так! Детская психика очень пластичная, поэтому отвлечь и переключить малыша несложно. Если у ребенка «нет настроения» идти в сад, просто не нужно заострять на этом внимание, а напомнить о друзьях и любимых игрушках, которые ждут его в саду. На днях девочку приводит папа. Я спрашиваю: «Ниночка, как настроение?», а она, подняв вверх большой палец, отвечает: «Во!»

Следить за речью

Я всегда стараюсь учиться на своих ошибках. В одном из первых выпусков у меня был мальчик, он был похож на воробышка. И как-то повелось, что мы, взрослые, почему-то обращались к нему по фамилии. Однако, когда я решила провести с детьми игру, как ласково назвать друг друга, для всех имен нашлись ласковые варианты, а его назвали по фамилии. Я усвоила этот урок и теперь обращаюсь к малышам: «Вадюша», «Никитка», «Милаша», и дети за мной повторяют.

Самое сложное в нашей профессии – найти ключик к каждому ребенку. Многие родители удивляются, как воспитатели справляются с таким количеством детей, когда они не могут дать лад одному. Думаю, что секрет кроется в умении организовать костяк, а другие подтянутся. Вот у меня был ребенок, который, как только начиналось занятие, залезал под стол. Никакие уговоры на него не действовали. Тогда, чтобы ему не было холодно, мы подстилали коврик. Он сидел, игрался, но глядя на детей, которые занимались, вскоре вылезал и садился за стол. То есть спокойное отношение старших и пример других детей всегда действуют положительно.  Я не раз интересовалась, как складывается его жизнь в школе. Сейчас он учится в шестом классе. Учителя довольны его упорством: если у него что-то не получается, то он всегда доведет дело до конца. Я думаю, что и моя заслуга в этом есть.

«К трем яблочкам прибавить два, сколько получится?»

Каждый ребенок приносит в сад свои семейные устои, как хорошие, так и не очень. В моей практике была даже борьба со сквернословием. Однажды моя напарница слышала, как мальчик выражался крепкими словечками. Я прихожу на смену, и сокрушаюсь: «Ребята, мне сказали, что кто-то из вас произносил плохие слова! У меня волосы на голове встали дыбом! (для полноты картины я зачесала пальцами прическу вверх). Мне даже страшно стало!» Они друг на друга посмотрели, говорят: «Это не мы!»  Хотя они прекрасно понимали, о ком шла речь. Я видела, как волновался юный сквернослов, так что заострять внимание не стала, и этого оказалось достаточно.

Другого пришлось припугнуть: я пригласила в туалетную комнату, взяла в руки мыло, решив «помыть язычок».

В воспитании детей обязательно взрослый должен налаживать контакт с ребенком.  Однажды я стала свидетелем сцены, когда малыш упал в истерике на землю. Мама кричит: «Вставай, или я тебя сейчас накажу!» Мне пришлось вмешаться. Я подняла ребенка,

отряхнула одежду, а мама усугубляет ситуацию: «Вот видишь, тетя сейчас тебя заберет!» А я ответила: «Никого я забирать не буду! У тебя есть своя мама, перестань плакать, и пойдешь к ней!»

К сожалению, за каждым трудным ребенком стоит не менее трудный родитель. То есть, воспитывая свое чадо, нужно начинать с себя. Истерики просто так не появляются, нужно замечать предвестники: сопение, поджатая или дрожащая губа, появившиеся слезы. В этот момент внимание ребенка необходимо немедленно на что-то переключить, при этом самим сохранять спокойствие. Часто родители совершают ошибку и «гнут свою линию» до конца. А когда ребенок успокоится, нужно выяснить причину его расстройства.

Любимые чада

Основные качества для воспитателя – это доброта и любовь к детям. Человек должен отзываться не только на чужую боль, но и на радость. Нужно и с детьми порадоваться, и побегать, и попрыгать!  Мы всю жизнь зайчиками скачем, поэтому находимся в тонусе. От детей подпитываешься положительной энергией. Когда тебя обнимает твой воспитанник – это вызывает такое же чувство, как и объятия собственного ребенка.

Я верующий человек, поэтому всегда помню о духовной ответственности. Однажды, когда мне было лет пять, я приходила в нашу Павловскую церковь на престольный день. Там давали детям конфеты. Мне кажется, даже если человек не выставляет свои религиозные чувства, в душе он все равно верит в Бога.

Я пытаюсь привить детям христианскую мораль. В помощь воспитателям появилась много хорошей литературы, рассчитанной для детского понимания. Очень интересные рассказы, к примеру – «В ночь перед Рождеством», где главного героя наделяют качествами святителя Николая, и он помогает слабым. Я уверена, что никакие гаджеты не заменят человеческое внимание. Нередко детям суют в руки телефон, чтобы не отвлекали, и они смотрят мультфильмы с сомнительными героями. Многим пришелся по душе мультфильм «Маша и Медведь». Он действительно веселый, «прикольный», но повествуя о капризном ребенке, от которого Медведю нет спасения, какую воспитательную функцию он несет? Другое дело старая добрая сказка о настоящей дружбе «Серая шейка». Но кто из родителей ее читал детям?

Иногда мне приходится воспитывать целые поколения. Вот в мой первый выпуск семья Черемшанцевых привела Дениса, а через некоторое время – Леночку.  А уже будучи взрослой, она привела Алиночку.  Она выросла и пришла работать к нам помощником воспитателя.  Я переживала за нее, как за родную, и настоятельно советовала идти учиться. С моей легкой руки она поступила в пединститут, и по окончании пошла по карьерной лестнице.

Выражая свои мысли, дети нередко удивляют своей непосредственностью. Вот несколько примеров. Раньше игрушки были одни для детей, другие «для санстанции».  То есть у нас были шкафы с новыми игрушками, которыми нельзя было пользоваться. Как-то ко мне подошла девочка и говорит: «Елена Сергеевна, а когда мы спать ложимся, ты с этими игрушками играешь?» Мне стало стыдно, что проблемы взрослых мы перекладываем на детей, и я разрешила играть новыми игрушками.

Воспитатель – и чтец, и на дуде игрец (смотр воспитателей, начало 90-х). Елена Сергеевна первая слева

Те дети давно выросли, но современные – тоже выдают «перлы». Вот Вася недавно похвалился: «Мы поедем на море!» Я спрашиваю, на какое: на Черное или Азовское. Он отвечает: «На Синее!» (улыбается).

Мне дороги люди, которые здесь работают, сад давно стал моим вторым домом, но главное – за каждого ребенка я переживаю, как за своего! Мне приятно, когда со мной здороваются мои воспитанники, меня узнают даже мои первые выпускники – это уже взрослые люди, которым по 43 года. Значит, я не зря каждый день отдаю своим малышам душу и сердце.

Дочери не пошли по моим стопам. Я как педагог не стала навязывать своего мнения, а девчонки выбрали то, что хотели. Старшая посвятила себя медицине, а младшая работает в правоохранительных органах. В свободное время я езжу в Павловку, на дачу. Мы с сестрой проводим выходные в родительском доме. Просто иногда хочется переключиться, но всегда с радостью возвращаюсь в любимый детский сад.

Лилия Голодок

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».