Краснодон
28.09.2024  09:42
46

Воспитатель – это первый учитель ребенка, его наставник, вторая мама. К профессиональному празднику редакция «Твоего города» встретилась с воспитателями детских садов «Дюймовочка» Ольгой Волковой и «Ягодка» Ларисой Касека и поговорили о воспитании, о детях и их возможностях.

– Почему вы выбрали именно эту профессию?

Ольга Николаевна: – Я выбрала эту профессию, потому что очень люблю детей. У меня есть звание воспитатель-методист, стаж 31 год, сейчас у меня группа «Почемучки».

Лариса Васильевна: – Мне эта профессия нравилась с самого детства, у меня были прекрасные воспитатели, и я хотела быть на них похожей. После школы поступила в Стахановское педагогическое училище, окончила его. Мне очень нравится наблюдать, как дети растут: они приходят сюда, ничего не умея, а через год уже рисуют, рассказывают стихи, пересказывают сказки, умеют сами одеваться и раздеваться, есть самостоятельно. Постепенно из малышей они вырастают в юных патриотов, любящих свой родной край. Это и есть результат моего труда. Работе воспитателя я отдала уже 37 лет, сейчас мои воспитанники – это группа «Матрешка».

– Что самое приятное и самое сложное в вашей профессии?

О.Н.: – Самое приятное – отдавать детям частичку своей души. Вкладывать знания, навыки, умения и получать от них массу положительных эмоций, видеть их яркие горящие глазки, как они с удовольствием идут в детский сад. Самое сложное – быть для них наставником, помогать им учиться любить людей, сопереживать им, помогать.

Л.В.: – Ну, конечно, это тот самый детский чистый, наивный, счастливый взгляд, это эмоции, отдача от ребенка, когда ты с ним разговариваешь и занимаешься. Дети держат меня в тонусе, заставляют чувствовать себя молодой и заинтересованной, потому что вместе с ними снова познаешь мир, учишься видеть прекрасное. Самое сложное – расставаться со своими воспитанниками: ты привыкаешь к ним, ощущаешь их своими детьми. Время очень быстро летит, и это самое сложное в моей профессии.

– Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать воспитатель?

О.Н.: – Воспитатель обязательно должен быть всем примером!  Самое главное – это любить детей, следить за своей речью, поступками, поведением, потому что дети все копируют со взрослых, все запоминают, все рассказывают.

Л.В.: – Прежде всего воспитатель должен любить детей. Он должен быть добрым, отзывчивым, внимательным. Это обязательно. Если ты не любишь детей, тебе в этой профессии делать нечего.

Лариса Касека, детсад «Ягодка»

– С кем сложнее работать, с детьми или с родителями?

О.Н.: – С родителями, потому что часто можно столкнуться с предвзятым отношением родителей к системе воспитания в детсадах. Каждый из них считает, что занимаются с детьми не так, делают не то, поэтому во время родительского собрания проводим показательное занятие, на котором родители видят, чему их дети научились, что они умеют. Мы фотографируем детей на занятиях, снимаем небольшие видеоролики, выкладываем в родительский чат, чтобы родители видели нашу работу. После набора новой группы у нас проходит процесс «притирки», а потом мы дружим и с детьми, и с родителями. У меня уже больше 10 выпусков, мои выпускники приводят своих деток в мою группу. Это приятно.

Л.В.: – Нет никаких сложностей. Детки очень быстро привыкают к саду, а с родителями всегда стараемся находить общий язык.

– Вы сами меняетесь под влиянием детей?

О.Н.:  – Обязательно, мне нужно быть энергичной, молодой, слушать музыку, смотреть те мультфильмы, которые им нравятся. Мы, воспитатели, вечно молодые в нашей семье под названием «детский сад».

Л.В.: – Конечно, меняюсь, даже если я приду без настроения, то мне его здесь всегда поднимут. Я учусь у них дружить, ведь детская дружба бескорыстна.

– Что главное в воспитании детей?

О.Н.: – В воспитании детей главное не только дать им знания, главное – воспитать человека.

Л.В.: – Нужно быть внимательным, реагировать на детские потребности, на настроение ребенка, это главное. Если ребенок без настроения, тебе, как воспитателю, нужно обязательно с ним провести беседу, понять, почему, и приложить все усилия, чтобы ребенку было комфортно и хорошо, окружить его заботой, лаской и вниманием.

Ольга Волкова, детсад «Дюймовочка»

– Как вы проводите свободное от работы время?

О.Н.: – У меня свободного времени практически нет. Мой сын – школьник, я стараюсь помочь ему понять темы уроков, объяснить. Кроме того, воспитатели тоже готовятся к «урокам»: ищут дополнительный материал, картинки, поэтому слова «душу отдаю детям» – это обо мне.

Л.В.: – Дома я продолжаю работать. У меня двое прекрасных внуков, и я делаю то же самое, что и на работе, только дома. Люблю еще, конечно, ездить на отдых с внуками.

– Вы можете вмешаться в воспитательный процесс на улице, если видите, что родители явно перегибают палку по отношению к ребенку?

О.Н.:  – Я могу подойти и отвести в сторону маму и объяснить ей, что она не права, и рассказать, как бы следовало поступить.

Л.В.: – Могу и даю советы родителям, чтобы они разговаривали с ребенком так, чтобы он их понимал и слушался.

– Как опытный воспитатель подскажите, как справиться с непослушным ребенком?

О.Н.: – Нужно просто с ним чаще беседовать, дети все разные, им нужно давать слабинку, ведь дети должны получать в детском саду радость от общения, а не выслушивать тонну нравоучений.

Л.В.: – В любых отношениях все решают разговоры. Вот и с ребенком нужно просто много разговаривать, сделать так, чтобы он вам доверял. Смотреть с ним поучительные мультфильмы, читать сказки о добре с важными смыслом и моралью. Не зря говорят, что книга – друг человека. Ну и любить. Только любовью можно сделать непослушного ребенка добрым и послушным.

– Среди ваших нынешних воспитанников есть дети бывших воспитанников?

О.Н.: – Да, на данный момент двое. Я не выделяю никогда детей, кто лучше, а кто хуже. Все хорошо, все детки умнички! Если сравнивать этих детей с их родителями, они, конечно же, в чем-то похожи.

Л.В.: – Моя воспитанница водит к нам свою доченьку. Мне приятно, что они меня не забывают. Это очень интересно – воспитывать детей бывших воспитанников, ты сравниваешь ребенка с мамой или папой, чтобы найти что-то общее и отличное.

– Сохраняете ли вы на память детские рисунки или их высказывания, может быть, у вас есть что-то наподобие «сундучка памяти»?

О.Н.: – «Сундучок памяти» находится дома в компьютере. Это фотографии выпускников! Мы очень много делаем фотоотчетов для городского управления образования и для родителей! Когда мы выпускаем детей, мы делаем на память видеоролики для родителей.  Начинаем снимать с младшей группы и заканчиваем в подготовительной, делаем и видео, и фото. Все рисунки, которые они рисовали, отдаем детям.

Л.В.: – Дети приходят к нам малышами, и когда они выпускаются в старшей группе, мы вручаем им все их работы на память.

– Что делать, если ребенок не хочет идти в сад?

О.Н.: – Нужно найти причину. Зачастую причиной является то, что ребенок не выспался. Сейчас все дети сидят в гаджетах, и иногда родители засыпают, а ребенок дальше играет. Еще причина может крыться в том, что некоторые родители запугивают ребенка детским садом. К примеру, ребенок балуется, а ему родители говорят: «Останешься в детском саду, я тебя не заберу». Также причина может быть в том, что новые детки пришли в сад и еще не освоились, не нашли себе друзей. Но это только в начале.

Л.В.: – Работать с родителями, самой заинтересовать ребенка, чтобы он хотел идти, чтобы ему было интересно. Воспитатель обязан приложить все усилия, чтобы ребенка тянуло сюда.

Лариса Васильевна и ее группа

– Что бы вы посоветовали тем, кто собирается стать воспитателем?

О.Н.: – Если человек не любит детей, а просто по определенным соображениям хочет работать в саду, не стоит этого делать. Дети все чувствуют. Кстати, одной из причин нежелания ребенка идти в детский садик может стать именно недостаток любви, заботы и внимания со стороны воспитателя.

Л.В.: – Сюда нужно идти только с любовью к детям. Молодым воспитателям будут помогать наставники, не нужно ничего бояться.

– Сейчас мы все часто слышим, что, дескать, «раньше дети были совсем другие». Действительно ли это так?

О.Н.: – Действительно, сейчас все дети зависимы от гаджетов, зачастую мальчики страдают игроманией. Они все игры, в которые играют, воплощают в жизнь, естественно детским умом не фильтруя, что есть хорошо, а что плохо. Поэтому одна из важнейших задач воспитателя – донести до каждого ребенка, что хорошо, а что нет.

 Л.В.: – Учитывая мой опыт, скажу, что в Советском Союзе дети действительно были другими – более воспитанными и культурными. Раньше в семьях был культ воспитания! Сейчас мы потихоньку возвращаемся к этому.

– Вы можете справиться с целой группой дошкольников, а родители частенько и с одним не справляются. В чем ваш секрет?

О.Н.: – Нужно быть детям не только другом, но и наставником, нужно объяснять им, что они должны знать и понимать, что нужно уважать, слушать и слышать воспитателя и других взрослых людей.

Л.В.: – Секрет в том, что детей нужно, опять-таки, заинтересовывать, уделить внимание каждому. Нужно быть активным воспитателем, играть с ними, танцевать. Вот, к примеру, начинается занятие, обязательно к нам кто-то придет в гости – мишка или лисичка, и дети будут стараться для этого гостя показать свои таланты.

– А как вы относитесь к таким фразам: «дети сегодня пошли злые и жестокие», «трудный ребенок», «сложный подросток»?

О.Н.: – Эти понятия действительно существуют в современном мире. Дети хорошие все, но быть трудными подростками их вынуждает наше окружение, наш социум. Ребенок ведь не просто так замкнулся в один миг и стал таким, это все окружающая обстановка. Маленькие они, конечно же, «белые и пушистые», хорошие, добрые, а когда они встают на порог взрослой жизни, зачастую происходит надлом мировоззрения, переосмысление всего, что ребенок считал истиной в детском возрасте.

Л.В.: – Такое есть, к сожалению. Нужно разговаривать с родителями, чтобы они дома относились к детям более внимательно. Нужно следить за детками, любить их и брать во внимание их самочувствие, настроение, поведение.

Быть воспитателем – значит иметь огромное любящее сердце, способное обогреть каждого своего воспитанника как родное дитя. Конечно, это вовсе непросто, поэтому в такую трепетную и важную профессию нужно идти по призванию. Воспитатель – вторая мама, принимающая под свое крыло десятки пушистых голов и любопытных взоров, это человек с неисчерпаемой энергией.

Маргарита Есина

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».