Рассказывает Любовь Петровна Синенко:

– Сергей Павлович родом из Шарапкино. До того, как стать заместителем городского головы в Свердловске, работал в управлении культуры Луганска. Впервые я встретилась с ним в 1998 году, он курировал вопросы здравоохранения, образования и культуры. Скоро мне стало понятно, что ближе всего сердцем он был расположен к культуре.
Между собой мы его назвали «Наш министр культуры», в этом направлении Серей Павлович действительно был специалистом широкого профиля. Его радовало, когда наши мероприятия проходили «на ура», становились событием города, и на аппаратном совещании нас всех благодарили за работу.
За своих – горой
Я только неделю отработала, когда он пригласил меня на встречу в выходной день. Не спеша знакомил с учреждениями культуры района, указывая на сильные и слабые стороны каждого, а также, на кого следует обратить внимание. Показалось, что мы нашли общий язык, и все же на первых порах мне было непросто. Требовательность Сергея Павловича в совокупности с доскональностью, с которой, по его мнению, отдел культуры должен был учесть в своей работе абсолютно все, поначалу напрягала. В споре каждый из нас отстаивал свою точку зрения. «А вы попробуйте мне доказать, что так, как вы считаете, будет лучше», – говорил он. И если убеждался, что мое предложение действительно лучше и интереснее, соглашался, параллельно внося свои коррективы. С ним можно было садиться за стол переговоров и решать все вопросы. Этот человек отслеживал все происходившее, все масштабные сценарии, с увлечением их планировал. Например, при подготовке общегородского концерта в ДК за кулисами висел составленный им список номеров, места и продолжительность пауз, оформление сцены.
В аэрофлоте говорят «разбор полетов» – у нас он проводился после каждого проведенного мероприятия. Сергей Павлович к этому готовился, собирал всех причастных, фиксировал и напоминал, где какой промах мы допустили, недоработали. Но нужно отдать должное: до начала мероприятия он всегда напоминал мне о том, что нужно поощрить руководителей тех учреждений, которые будут задействованы в организации их проведения. Благодаря, собственно, небольшим деньгам, люди понимали, что их труд востребован, они нужны, их ценят как специалистов.
Если Сергей Павлович видел, что его подчиненный «попал в переплет», он был первым, кто бросался на защиту – «грудью на амбразуру».
В бытность Стадниченко на наш баланс передали Дворец культуры из угольного объединения. Первое время с сотрудниками библиотеки сложились довольно-таки непростые отношения, он объяснял этот факт так: «Они не привыкли к таким требованиям и к такой работе, как принято у нас. Со временем наладится…» Так все и случилось, это была его житейская мудрость, он предусматривал и знал, кажется, все.
Инициатива себя оправдала
По его инициативе в парке и у входа на стадион организовывали общегородские выставки, особенно масштабными они были к Дню города. В процессе подготовки он замечал и видел, казалось, все, вплоть до того, в каком уголке парка не успели скосить траву.
С его подачи впервые в Свердловске в конце 1998 года была проведена предновогодняя встреча городского головы с руководителями всех форм собственности. Именно Сергей Павлович предложил, чтобы все присутствовавшие руководители представили свои самодеятельные таланты, возможно, пели, декламировали. Предложение главой города было принято немного настороженно, но потом прозвучала такая фраза: «Я Стадниченко вполне доверяю. Все, чем он занимается, достойно». И это мероприятие стало традиционным. Мне запомнилась песня «Я люблю тебя, жизнь», которую на одной из встреч исполнил директор хлебокомбината Василий Иванович Бурданов.
Именно Сергей Павлович однажды бросил клич, чтобы свердловчане несли в библиотеку личные книги, а сотрудники исполкома выделили из своей зарплаты небольшую финансовую помощь. «Так, Синенко, вы не спорьте со мной (по-дружески обращался ко мне по фамилии). Если даже такого нет нигде в области, у нас будет». Таким «макаром» пополнились книжный фонд и материальная база библиотеки.
Однажды предложил ко Дню защиты детей раздавать в парке бесплатное мороженое за счет помощи предпринимателей города. Всегда быстро откликались на этот запрос Людмила Васильевна Шкред и Игорь Иванович Токарев.
Одни из лучших в области

В 2001 году управление культуры Луганска впервые запланировало проведение областного семинара на базе нашего города. Сергей Павлович составил его сценарий, учтя все нюансы от и до. После проведения нас заметили, и мы стали одними из лучших в области. Он был, конечно, рад, но расслабляться не давал: «На победе не зацикливаться. Мы должны эту марку держать на том уровне, на котором себя зарекомендовали, но стремиться к лучшему».
Несколько номеров художественной самодеятельности Свердловска были отобраны на творческий отчет Луганщины, первым стал народный ансамбль песни и танца «Барвинок» – его хоровая группа и солисты Ирина Демчик и Александр Прилипа.
Сергей Павлович мог подсказать выбор песни и исполнить лично, неоднократно принимал участие в концертных программах. Очень красиво танцевал, запомнился его вальс с Майей Николаевной Мирошниченко – это была красивая пара. Иногда сочинял стихи, включал их в сценарий мероприятий. Иногда занимался переложением известных песен, которые потом исполняли на предновогодних встречах. Он настолько был к этому близок, и ему это было дано.
Время подумать о здоровье
Когда Сергею Павловичу исполнилось 60 лет, он намеренно ушел с работы, чтобы оставшиеся годы посвятить своему здоровью. У него уже тогда сердечко «барахлило», и ему поставили кардиостимулятор. Мы устроили красивое торжество проводов на пенсию. В тот год он получил звание «Человек года», чего не ожидал. При вручении награды мне показалось, был такой момент, что юбиляр вот-вот заплачет, – так это было трогательно и важно для него.
Все 18 лет, пока он был на пенсии, мы поддерживали с ним тесные контакты, созванивались, встречались, пили чай.
Сергей Павлович очень вкусно готовил, я несколько блюд готовлю по его рецептам: зеленый борщ или вкуснейшая тыквенная каша, а в ней запеченные груши, яблоки, мед. Если он готовил котлеты, то они были миниатюрными. Он был такой аккуратист во всех вопросах, например, на свои средства нанял художника, чтобы тот красиво оформил стены подъезда, в котором жил. Сам ухаживал за клумбами, которые создал возле дома. В основном там были многолетние цветы, он с любовью за ними ухаживал, поливал и пропалывал. Это и было его хобби. Он говорил: «Там стоят столик, лавочка. Выйду на улицу, присяду – и глаз радует, и сердце радуется».
У Сергея Павловича была широкая и добрая душа. Он любил повторять: «Талантам надо помогать, а бездари пробьются сами». И он действительно это делал, поддерживал таланты города. Следил и знал, например, о всех международных конкурсах Кати Курочки. Он всегда отмечал солистку Любовь Бирюкову, это была его любимица. Делал акцент на таких исполнителях как Наиль Башаров, Александр Прилипа, Сергей Ковалев, которому однажды по предложению Сергея Павловича купили сценический костюм и обувь. Очень доброжелательно он относился к работе Ольги Михайловны Гончаровой, Людмилы Михайловны Жорник, Ирины Анатольевны Бобровской, очень любил «Сударушку» с ее первым руководителем Брониславой Федоровной Примой.
«Мы с ним танцевали вальс»
– Познакомились мы с Сергеем Павловичем около трех десятков лет назад, – вспоминает Майя Николаевна Мирошниченко, – я работала в ДК имени Свердлова руководителем студии танца «Ретро», а он был начальником отдела культуры. Он произвел на меня впечатление человека серьезного, закрытого, требовательного. Никогда ни на кого не повысил голос и не сделал нетактичного замечания. Называл всех по имени-отчеству. Когда он уходил на пенсию, собрал нас всех, кто был с ним в одной «упряжке», на большое чаепитие, и каждого поблагодарил за сотрудничество. Всегда в мой день рождения я получала поздравление от Сергея Павловича по телефону, это внимание было дорого.
Моему коллективу, который состоял из 200 человек, он поручал много работы, поэтому мы в ДК просто жили. Во время репетиций грандиозных мероприятий с привлечением Луганского театра он обязательно присутствовал и ревностно следил за всем происходившим. Когда он погружался в режиссуру, в нем просыпался юношеский азарт. Он вычитывал в сценарии каждую буковку, чтобы было все так, как он задумал. Когда дело доходило до театра, он преображался: светилось лицо, сияли глаза, было видно, что ему все это нравится. Думаю, у человека был нереализованный потенциал.
Когда я пришла работать в районный методический центр, мы начинали писать сценарии на Новый год в июле – их было, казалось, тысяча вариантов. По мнению Сергея Павловича, все должно было быть грандиозно, с немыслимыми двухэтажными декорациями, на сцене стояли замки с фонтанами, с вылетавшей из-под потолка принцессой.
В ДК проводили грандиозные концертные программы к значимым датам, в это время «шуршал» весь город. Ему нельзя было сказать, что я чего-то не могу сделать, он спрашивал: «Что вы сделали для того чтобы получилось?» Сергей Павлович старался помочь творческому полету сотрудников культуры и раскрыть таланты среди руководителей учреждений. На мероприятиях можно было увидеть заведующую роддомом Галину Павловну Иванову, – она танцевала.
Сергей Павлович однажды изъявил желание исполнить песню на одном из концертов, также мы с ним танцевали вальс. У нас не было неформального общения, в процессе подготовки он был тактичным, очень сдержанным, боялся ошибиться. А вот во время выступления у этого знающего, бескомпромиссного, настаивающего на своем человека, так быстро билось сердце и дрожали руки, что у меня мелькнула мысль: ни единым мускулом он не показал зрителям своего волнения, но все же он тоже простой человек.
Не стало светлого человека, который стремился сделать родной город лучше, развивал культуру свердловчан. На него хотелось равняться, учиться его художественному вкусу и интеллигентности.
Жизнь Сергея Павловича прошла не зря, он оставил после себя след истинного профессионала, порядочного человека, почитавшего красоту и талант.
Надежда Константинова
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».