«Счастлива, что работаю в начальной школе»
Все героини этой статьи – учителя свердловских школ. Они такие разные, но объединяет их преданность своему делу. Примечательно, что работают они в родных школах, в которых когда-то получили знания. О себе, об учениках, их родителях и о том, какая она, современная школа, они рассказали «959.РФ».
Элегантная, улыбчивая Светлана Николаевна Радькова, Червонопартизанская школа №3:

– Выйдя замуж, я оказалась в семье учителей, родители моего мужа работали в школе. Это послужило толчком к срочному поступлению в пединститут, чтобы соответствовать их статусу. Через пять лет, в 1988 году, учителей Радьковых в школе Волгодонска стало трое. С самого начала я поняла, что это мое место – мне очень нравилось работать с малышами, проверять тетради. Теперь понимаю, что мой выбор был правильным, а еще то, что, если человек вошел в педагогику – назад дороги нет.
К сожалению, за последние годы изменилось отношение родителей к учителям в худшую сторону. Раньше было так: если учитель сделал замечание, родители просили ребенка разобраться в первую очередь в себе. Современные же родители перестали соблюдать субординацию, уважение к учителю, могут бездумно нагрубить, оскорбить. По их мнению, этим они отстаивают права ребенка, не считаясь с опытом, возрастом и авторитетом учителя. А это напрямую влияет на процесс обучения: после таких случаев педагог несколько дней не может прийти в себя, мысли не дают покоя. Исправить ситуацию можно, нужно лечить общество добротой и любовью.
Считаю, что самой лучшей была советская программа, где все строилось на живом общении, учителя вносили свои дополнения в госпрограмму, было больше уроков на закрепление материала. Теперь учителя стараются применять разнообразные формы и методы обучения, все это работает только в стенах школы. В нынешней школьной программе понятия размыты, мало конкретики. Например, сейчас учим на уроке только понятия о таблице умножения, а учить ее детям нужно самим дома, что делают далеко не все ученики. Остальные не знают ее даже в выпускном классе, ведь уверены, что будут учиться на контракте. Сейчас на уроке дал информацию, закрепил ее, идешь домой с чистым сердцем: все сделал, что называется, выложился. Но оказывается, что на следующий день дети не знают материала. И об этом говорят многие педагоги: школьникам сложно сконцентрировать внимание, думаю, что это идет от того, что они много времени проводят с телефоном. При этом только единицы используют интернет для развития и обучения.
Хотелось бы, чтобы отступили от болонской системы и вернулись к обновленным, но советским программам, которые будут учить детей уму-разуму. Самым эффективным методом считаю тот, когда в процесс вовлекаются все ученики. Любую тему можно представить в виде игры, детям это всегда интересно, необычно и наверняка понятно. Стараюсь, чтобы так было на всех уроках. Мне хочется научить малышей размышлять, анализировать и мечтать. Чтобы они запоминали информацию, тренируя память.
Когда ребенок неуравновешен, использую простой «рецепт»: подойду, по голове поглажу – и все его расстройства как рукой снимает. В это время у него выравниваются настроение и даже почерк, особенно, если напомнить малышу, какой он хороший – материнской лаской и добротой решаются все возникшие проблемы.
С новшеством – электронным журналом – мы разобрались довольно быстро, он нужен больше родителям, для контроля успеваемости детей, который, по моему мнению, должен быть жестче. К сожалению, дети и некоторые родители туда не заглядывают. Электронные дневники не от недоверия, а для расширения контакта с родителями. У учителей с приходом цифрового формата обучения нагрузка на составление отчетов не уменьшилась. Цифровой формат обучения – это хорошее подспорье и детям, но только при том условии, что ученики будут искать и изучать нужную информацию. В связи с возрастом мне непросто приходится на просторах интернета – вынуждена обращаться за помощью к молодым коллегам.
Много времени ежедневно занимает подготовка к урокам – около 5 часов. При этом домашние дела выполняются наспех. Спокойно себя ощущаю только в пятницу, когда не нужно готовить уроки. А в общем на работу уходит иногда до 18 часов в сутки, наверное, потому немало учителей одиноки. Мы живем школой, на близких и родных времени и сил зачастую не хватает. В единственный, по сути, выходной, люблю почитать, узнать, что делается в мире, в принципе – ничего не делать, потому что в воскресенье уже идет полная подготовка к урокам.
«Наша работа – это и есть наше хобби»
Динамичная, яркая Алла Александровна Курилова, лицей №1:

– Моя мама – учитель, поэтому после 11 классов я исполнила свою мечту и, не задумываясь, поступила в Горловский институт иностранных языков, где получила специальность учителя английского, испанского языков и зарубежной литературы. Работаю с 2004 года и в другой сфере себя не вижу, так как люблю общаться с детьми, с людьми.
Профессия учителя сложна и уникальна – мы, закрывая дверь школы, не оставляем ее, несем домой тетради, продолжаем общаться с родителями. Быть учителем – это очень много информации и загруженности, ты должен быть в постоянном движении, всегда идти в ногу со временем, осваивать новое, учиться. Наверное, поэтому не тяжело постоянно быть с детьми на одной волне: я мать, учитель, заместитель директора, поэтому с разных сторон вижу жизнь, стараюсь помогать коллегам и детям. Они разные, все интересные, стали однозначно другие, молодежи хочется много и быстро. Поговорить об этом, разъяснить – наша работа, тем более что зачастую они открыты к диалогу. Они практичнее нас, имеют смелость высказывать свое мнение.
Сложных случаев с учениками никогда не было, но, если что, стараемся обходиться с трудными учениками беседами, убеждениями, без привлечения родителей, и слово учителя побеждает.
Могу с уверенностью сказать, что детям не хватает общения, из-за этого они замкнуты. Дружеский совет родителям – поддерживать детей, ведь им тяжело, они стараются быть современными, быть на уровне. Нужно чаще с ними беседовать на разные темы, разделять их проблемы и радости, интересоваться, как прошел их день.
С весны прошлого учебного года мы перешли на электронные журналы. Здесь все: рабочая программа, календарный план, оценки ученика, аналитика, графики. Проблема только в том, что не всегда есть стабильный интернет. Мобильные телефоны в школе запрещены, а вот планшет разрешен к использованию, он может заменить книги, все учебники имеют цифровой формат, который совпадает по страницам.
Я считаю, в этом году достаточно большое внимание уделено русскому языку и литературе, истории, изобразительному искусству. Слышу от третьих лиц, что мои ученики с удовольствием идут на уроки: «Такого английского у нас не было никогда», я в свою очередь вижу, что им нравится, они понимают.
Мои ученики не испытывают трудности, поступая в престижные вузы. Мы гордимся своими учениками, их достижениями. Светлана Свинарева, Светлана Дорошенко, Светлана Рубцова – вот только некоторые из моих учениц, которые выбрали профессией английскую филологию.
Я счастливый человек, с удовольствием иду на работу и так же иду домой, у меня хорошая семья, дети, которые учатся на «отлично».
Люблю делиться своими знаниями и всем добрым, что у меня есть, делать для людей хорошее и улучшаться самой. Мне везет, несмотря на то, что часто задерживаюсь и беру работу домой, нахожу время на общение с дочерью и сыном, стараюсь уделять им достаточно внимания. В выходной мы всегда вместе на даче: там ежевика, малина, виноград, приятные хлопоты о своей семье, – там для меня идеальный отдых.
Всем учителям в праздник желаю здоровья, бодрости, взаимопонимания с семьей, коллегами и родителями учеников.
«Все ученики для меня – дети»
Душевная, сияющая Инна Петровна Инютина, учитель математики в школе №7:

– О том, что буду работать в школе, я знала с детства, тем более что дедушка с бабушкой были учителями. Закончила Донецкий госуниверситет по специальности преподаватель математики. Благодаря пониманию и помощи моего мужа Александра я могу полностью посвящать себя своей профессии. Я живу школой уже 35 лет.
Придя после института в пятый класс, стала организовывать детям чаепития: ели торт и вместе играли в «Черное-белое». Была у нас традиция проведывать учителя-ветерана, после все вместе шли ко мне домой, болтали, смеялись, а потом не могли расстаться. Я организовывала поездки на экскурсии в разные города. Мне это дается легко, так как дети понимают и слушаются меня с полувзгляда. Не знаю, почему так происходит, но, может быть, от того, что сначала я их беру «в ежовые рукавицы», чтобы почувствовали необходимость дисциплины. А потом становлюсь для них другом. Одна из учениц призналась: «Как я вас не любила в 5 классе…Но вы себе не представляете, как я вас обожаю в девятом!»
Современные дети хорошо знают свои права, но совершенно не имеют понятия об обязанностях. И об этом нужно с ними говорить, только некоторые не внемлют, хотя с возрастом, думаю, и к ним это придет. У нас с пятого класса дети сами моют парты, с девятого класса – полы, такую обязанность ввели только в этом году. Я контролирую выполненное, так как некоторые не умеют держать в руках веник или выкрутить тряпку. Но есть мальчики, которые убирают лучше девочек и все это зависит только от семьи. Я считаю, что такая обязанность ученикам необходима. Сейчас дети не убирают во дворе школы и за ее пределами, как это делали мы в свои годы. Неформальное общение сплачивало, сближало. Время, которое затрачивали на уборку территории, поездки в колхоз с песнями по дороге, лагерь труда и отдыха, все поколение вспоминает с ностальгией.
Считаю, что в школе необходимы только учебники, ведь длительный контакт с экраном гаджета плохо влияет на зрение ребенка. Также думаю, что нужна школьная форма – это организовывает, дети не соревнуются в финансовых возможностях родителей, а концентрируются на процессе обучения. Учеба – это та же работа, нужен определенный дресс-код.
Замечаю, что есть классы, в которых много детей, стремящихся к учебе, это зависит от того, как родители контролируют детей, гены ребенка дают свое. Есть те, которым даны потенциал и талант, но они не хотят учиться. В то время, когда ставлю ученику двойку, ничего не чувствую, просто напоминаю: «У вас есть возможность ее пересдать». И это во благо. В этом случае я точно знаю, что они выучат тему наверняка. Очень редко, но бывает по-другому, когда ребенку все равно, и вот тогда в моей душе тяжелый осадок.
Считаю лучшим способом успокоить детей в классе – закрыть рот самой. Самое важное, что я поняла за эти годы – нужно уважать и ценить людей любого возраста. Дети всегда дети, бегают, прыгают, «мотают» нервы, но они только учатся жить. Им нужно объяснять, что плохо и что хорошо, что нужно понимать, когда, кому и что сказать. Первая их реакция может быть разной, но потом они признаются, что я была права. Я поддерживаю контакты со своими учениками. Несмотря на годы, они так и остаются для меня детьми. Как в школе мы целовались-обнимались, так это происходит и теперь – они звонят, поздравляют и благодарят.
Однажды во время классного часа, посвященного профориентации, я подвела итог: «Дети, если вы хотите использовать все свои таланты, станьте учителем, он совмещает десять профессий в одной. В этом статусе вы можете быть наставником, писателем, артистом, художником, певцом, хореографом, а еще учить маршировать. Приглашаю всех молодых людей, приходите работать в школу!»
Надежда Константинова
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».