Свердловск
сегодня, 10:01
115

Сбор участников, их размещение на территории базы отдыха, подготовка сцены начались в пятницу 22 августа. По количеству палаток на территории сразу стало понятно, что в этом году фестиваль посетило намного больше людей, чем в прошлом – удобных свободных мест для размещения палатки корреспондента практически не осталось.

– Стараюсь не пропустить ни одной «Веничкиной Радуги» с 2013 года, – рассказал Евгений Корсар, постоянный посетитель фестиваля. – Три раза на даты его проведения приходился мой день рождения. Лично для меня Веня превзошел Высоцкого. Это был уникальный человек. С его творчеством я впервые познакомился на фестивале «Эсхар» в Харькове в 2003 году. У меня там спросили, откуда я, и я ответил, что из Свердловска. Сразу воодушевились, обрадовались и спросили: «Веню Дыркина знаешь?» А я говорю: «Нет, не знаю». И мне сразу в ответ: «Ты чего?! Ты вообще в своем уме? Мы в Харькове здесь все его знаем, сюда приезжают люди из Омска, Красноярска, Краснодара, потому что «Эсхар» – всесоюзный фестиваль, а ты из Свердловска – и не знаешь Сашу Литвинова». И я, как только домой вернулся, с его творчеством и познакомился. Первая его песня, которую я услышал – это «Старая мельница». О, как она мне понравилась! «Не вода это, матушка – кровь, она крутит у них жернова». Ой, красавец! И с тех пор я стал его поклонником. 

Пятничный концерт-приветствие

На сцене перед многочисленными зрителями выступили Илья Локтев, Евгений Калашников, Вадим Нелюбов, Екатерина Колесникова, Павел Шлапак, Игорь Бабяк, Светлана Каневская, Алексей Натаров, Андрей Халимендик, Елена Макаренко и другие.

– Чем отличается этот фестиваль от предыдущего? – ответил на вопрос «959.РФ» Анатолий Андреев. – Людей все больше и больше. Приятно, что, когда приезжаешь сюда в первый день, то видишь, как он растет, как развивается общее дело. Ведь это интересно, новых людей привлекают через друзей, коллег. Я пропустил только две «Веничкиных Радуги»: в первый раз у меня были сломаны ноги, меня положили в больницу, и я даже на костылях не мог ходить. А в другой раз на день фестиваля пришлась моя свадьба. Мы ее планировали заранее, чтобы она прошла за неделю до него, но так получилось, что «Веничкина Радуга» в Луганске прошла раньше обычного. А так я с ней с самого начала в 2001 году, знаю всех, кто способствовал и способствует ее проведению. 

Встретились здесь и свердловчане, которые впервые посетили фестиваль.

– Я сотрудник Свердловского краеведческого музея, – сообщила Варвара. – Это моя первая «Веничкина Радуга». Я совсем недавно начала заниматься музыкой, на днях купила себе электрогитару. С творчеством Александра Литвинова познакомилась два года назад, как только устроилась на работу в музей. Мне директор вручила «Дрантологию», она у меня до сих пор на полке стоит. Благодаря этому я открыла для себя мир бардов. Если ты пишешь стихи, то их можно положить на музыку и создать песню, это на самом деле так просто. Веня Дыркин показал мне, что нет никаких границ, они у нас только в голове. Атмосфера фестиваля просто невероятная, дружелюбная. Здесь много приятных людей, которые открыты к новым знакомствам. Например, с нами не смог приехать человек, который отвечал за палатку, но нашлись люди, которые приютили нас у себя и приняли как родных. Здесь очень много исполнителей, которых я не знаю, надеюсь открыть для себя яркие самоцветы в музыке. Этот фестиваль для меня – настоящее открытие.

Яркая экспрессия Ильи Локтева

«Веня Д'ркин – это настоящий феномен»

Почетным гостем фестиваля стала Валентина Патерыкина, преподаватель Луганской академии культуры имени Матусовского, автор научной монографии «Александр Литвинов в Луганске: память, песни и сказки Вени Д’ркина».

– Это моя пятая по счету «Веничкина Радуга», – сообщила она. – В первый раз я посетила ее в 2010 году, когда она проходила в «Ясенах». Александр Михайлович Литвинов – это всесоюзное явление, если не сказать больше. Феномен, который рожден луганской землей. Свердловчанам есть кем гордиться, как и всем жителям ЛНР. В своем творчестве он соединил рок, фольклор, идеи обэриутов – это литературное движение 20-30 годов ХХ века; Вертинского, Маяковского, Высоцкого. Но это были не фрагменты, которыми он компенсировал нехватку собственной тематики, а органичный синтез творческих направлений. Он принадлежал эпохе постмодерна, но, по моему мнению, до конца не вобрал его маркеры – симулякры и иронию, когда над всем разрешено смеяться. Александр Михайлович уловил эту тенденцию, но у него нашлась своя ниша, тихая и спокойная, отличная от других, не подражающая никому. Его голос и манера исполнения узнаваемы, он позиционировал себя как сказочник, в его произведениях и произошло наложение фольклорных элементов на современный культурный слой. У него часто встречается такой прием как камео – внедрение в повествование реальных людей для создания эффекта достоверности произошедшего. Феноменальность Александра Литвинова заключается в том, что он уловил – осознанно или неосознанно – особенности культуры своей эпохи. В своих интервью он неоднократно говорил, что только потом понимал, что на самом деле создавал. И дело исследователей заключается в том, чтобы найти те скрытые пласты, тайные коды, которые спрятаны в толщах поэтического смысла. Я встречала несколько десятков имен, которые очень серьезно занимаются творчеством Александра Михайловича. Это научные исследования, в которых находится место лингвистам, историкам, литераторам, культурологам, филологам и философам. И с полнейшей уверенностью заявляю, что творчество Вени Д'ркина бездонно. Но сколько бы мы ни писали об Александре Литвинове, все равно остается чувство вины за все то, что не успели для него сделать. 

На вопросы «959.РФ» ответил и Алексей Натаров – активный участник всех музыкальных мероприятий, посвященных творчеству Александра Литвинова:

– Это моя девятая по счету «Веничкина Радуга». Я был на самом первом фестивале, хотя попал на него, даже не зная об этом. Я не знал Александра Литвинова. Мы отдыхали коллективом танцевального ансамбля «Ретро» городского дворца культуры. Приехали на базу отдыха раньше музыкантов. Я не был на концерте, который прошел в нашем ДК, и познакомился с ними уже на второй день фестиваля, в «Ясенах». С тех пор в «Веничкиной Радуге» продолжают принимать участие Андрей Халимендик, Павел Шлапак и Анатолий Андреев. Не могу точно назвать всех, потому что это происходило 24 года назад. 

Во времена первых фестивалей я был не особо вовлечен в это движение, потому что состоял в другом коллективе. Активное участие в «Веничкиной Радуге» принимаю с 2021 года.

На ней я познакомился со Светланой Каневской. На фестивале 2023 года мы вместе порепетировали, я просто подыграл ей на кахоне на сцене, неофициально, и у нас получился отличный звук. Так что теперь я участник музыкальной группы «Свободная стая». 

Звезды гала-концерта

На второй день фестиваля началась подготовка исполнителей и зрителей к вечернему гала-концерту. Вряд ли нашелся человек, который отказался искупаться в озере и позагорать на пляже, участники активно общались и хорошо проводили время. Активистам были выданы медальоны, изготовленные Натальей Елизаровой.

Вечером, в самый разгар гала-концерта, резко испортилась погода, пошел дождь, и организаторам пришлось срочно защищать аппаратуру, которая находилась под открытым небом. Но, несмотря на это, концерт не остановился, и музыканты продолжили свои выступления. 

Одним из самых харизматичных бардов- участников стал Анатолий Зималев, который, несмотря на возраст, продолжает активно выступать со своим авторским репертуаром. Компанию ему на сцене составили гитаристы Алексей Николаев и Вадим Нелюбов. Их совместный номер оказался настолько ярким, что среди зрителей начали делать ставки на то, что в этом году он заберет гран-при фестиваля. 

После музыкальных номеров, во время которых были исполнены как песни Вени Дыркина, так и авторские произведения, было проведено награждение участников и объявление лауреатов.

Гран-при фестиваля «Веничкина радуга-2025» вручили Андрею «Халиму» Халимендику, который песней «Сын чернобыльца» закрыл официальную часть концерта.

– Фестиваль в этом году проходит хорошо, – рассказал он «959.РФ». – Классно, что мы все здесь собрались. Новых песен в этом году у меня нет, как поет Митяев, «…не болит ничего – и не пишется», так что выступлю со старым репертуаром, но в новой обработке и с новым коллективом из старых друзей. Что касается творчества Александра Литвинова, то его песни у меня все любимые. Нельзя выбрать самое-самое. 

Больше фото вы найдете, перейдя по QR-коду

Песни – как дети, они формируются, растут, развиваются. Например, песня «Сын чернобыльца» родилась в 1996 году, и столько лет она на слуху. Был даже такой случай: я иду, а какие- то ребята поют эту песню. Я их послушал и говорю: «Классно! А кто ее поет?» А мне отвечают: «Да ты его не знаешь, это Халим наш местный». Так что бывало и такое. На самом деле это совместная работа. Припев и основную часть придумал Алексей Романов, скрипач, мы с ним раньше вместе играли от 43-го училища. А я придумал куплеты. 

После Андрея Халимендика на сцену вышел Вячеслав Макаров, а потом в рубрике «Неформат» вместе с Вадимом Нелюбовым и Анатолием Андреевым выступил Саша Ювелир, чтобы потом уступить сцену участникам «свободного микрофона».

– Исполнители «Веничкиной Радуги» искренне благодарят Дмитрия Никитенко, Сергея Самарского и весь большой коллектив базы отдыха «Березовка», которые отвечают за хозобеспечение фестиваля, – рассказала Екатерина Нижельская. – Благодаря им у нас есть электричество и чистая вода, они организовали сбор и вывоз мусора. Также хочу поблагодарить за донаты Светлану К., Виталия В. и Андрея М., их помощь оказалась неоценима. Они большие поклонники и постоянные участники фестиваля, даже когда находятся далеко от нас. Большое спасибо Ивану Свердуну – соорганизатору и давнему обеспечителю звукового сопровождения. Также благодарим Илью Локтева за активную роль ведущего фестиваля, и Александра Сухочева за предоставленную дымовую установку.

С Ильей Локтевым в качестве конферансье дебютировал поэт Михаил Миронов, старожил «Радуги». На «свободном микрофоне» выступили новые участники, молодежь до 18 лет: Дима Владимиров, Вячеслав Макаров-младший и Василиса Власова. 

Также на сцене побывала свердловская молодежь – Леонид Ступин, Андрей Мариневич, Альма Север, Артем Власов и Эндрю Стец. 

Сергей Марчуков

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».