Не будьте суеверны, это приносит несчастье. Тристан Бернар
Все мы время от времени попадаем в плен предрассудков. Пройти стороной черную кошку или постучать по дереву, чтобы «не сглазить», - это так привычно и, кажется, незначительно. Такие моменты встречаются нам с детства: в семье, среди друзей и просто прохожих. Но кто может ответить, в чем суть того или иного суеверия? Знает ли наша общественность, что означает та или иная примета, обычай? Чему мы поклоняемся и чего придерживаемся? Об этом и о многом другом нам рассказал клирик столичного храма во имя святителя Иоанна Златоуста, протоиерей Сергий Воронкин.
- Отец Сергий, что собой представляет суеверие? В чем его суть?
- Суеверие – это, буквально, ненужная, суетная, ложная вера в то, что не имеет духовной ценности. Оно граничит с магизмом, оккультизмом и, как ни странно, не имеет под собой настоящих, духовных оснований. Это доверие тому, что его не достойно.
- Чем отличается вера от суеверия?
- «Без веры невозможно угодить Богу» - говорит Апостол Павел в Послании к Евреям. «Вера – это мысль о Боге, лишенная всякого идолопоклонства» - говорит Святитель Диадох Фотикийский. Вера человека основывается на желании жить с Богом и Быть с Богом.
А суеверия же – это негибкие знания, с трудом или вообще не изменяющиеся, ограниченные применением в повседневной, бытовой деятельности, не связанной с умственным и духовным трудом. То есть не имеющие никакого объяснения как с научной точки зрения, так и с религиозной.
- Откуда у суеверий растут ноги? Какова причина возникновения этого явления?
- Это все оттого, что в нас отсутствует настоящее знание духовности, духовных канонов, того, что предписывает Церковь и Евангелие для спасения человека.
Душа человека ищет Бога, а суеверия – это подобие веры, подобие исполнения обрядов, непонятно только кому во славу. Да и вообще, всегда легче обвинить в своих несчастьях бабку с ведром, чем признать, что сами дров наломали.
- Как Православная Церковь относится к суеверным людям?
- К суеверным людям Православная Церковь относится с сожалением и состраданием, потому что зачастую эти люди в свои суеверия, или в веру, или в боязнь этих самых суеверий вкладывают истинное содержание своего духовного мира, то есть ноль.
- Существуют ли безвредные суеверия?
- Таких суеверий нет. Ведь даже само название, обозначающее совокупность обрядов, уводящих от истины, несет в себе опасность.
- А что если человек совершает те или иные поступки, не особо веря в их действенность, а просто ради собственного успокоения? Например, на экзамен надеть счастливую кофточку или подложить под пятку пятак.
- Дело в том, что если человек поступает таким образом, то есть делает это просто для того, чтобы делать, то в любом случае он лукавит. Ведь мы в нашей жизни не делаем ничего просто так, даже за каждым машинальным действием стоит мотив, осознание. Тем более что каждое суеверие предполагает продуманные, заранее подготовленные поступки. И не может быть такого «просто так» в духовной жизни. Человек попросту лжет – или нам с вами, или себе самому.
- А что ответить тем людям, в жизни которых, по их словам, действительно работают все эти приметы и убеждения?
- Факты сами по себе мало что значат – важна их трактовка. Пораженный грехом человек, который не имеет доверия к Богу, обманывается своим «Я» и видит закономерности там, где их нет. К примеру, девушка в гостях боится сесть за угол стола, мотивируя это тем, что, по поверью, не выйдет замуж. А то, что истинной причиной ее безбрачия является ее скверный характер, гордость, злоба либо развратный образ жизни, она даже не подумает. Суеверие обманывает человека, уводит от истинных причин его бед.
- А что Вы скажете об околоцерковных суевериях? Например, свечку ставить только правой рукой или часто можно услышать мнение, что Крещенская святая вода «сильнее» Богоявленской?..
- Это такой же вздор. Вы можете ставить свечку хоть пяткой левой ноги, важнее — с какими помыслами. Так же и с водой: и Крещенская, и Богоявленская освящаются одним и тем же чином. Важность таких моментов надуманная, это все оттого, что всегда проще исполнить обряд, чем с чистой душой и чистым сердцем подойти к Господу. Бог смотрит, насколько человек готов потрудиться ради Него, Он видит наши истинные желания и стремления.
- Как бороться с привычкой верить в приметы? Ведь и мамы, и бабушки с детства нас учили, что с ножа есть нельзя, через порог здороваться не разрешали…
- Действительно, это очень сложно сделать, потому как мы привыкли к тому, что взрослые, наши предки априори умнее, мудрее нас. Но все дело в том, что в любом поколении и на любом этапе развития рода человеческого не всегда и не все люди были воцерковленными и верующими. Но сталкиваясь с определенного рода странностями, непонятностями, не имея твердой внутренней духовной почвы, они начинали толковать эти вещи на свой лад. Так, как бы им хотелось это видеть и понимать.
И мы не можем называть суеверия традицией наших предков, ведь было время, когда не было ни вилок, ни зеркал, ни пустых ведер. Ведь было время, когда поиск Бога по отношению к человеку и поиск человека по отношению к Богу не был таким острым, как сейчас. Это было в Эдеме, у Адама и Евы.
- Какой самый верный метод борьбы с суевериями?
- Каждый раз нам необходимо задумываться, правильно ли мы поступаем, когда сталкиваемся с тем, чего не можем объяснить, что сложно для нашего восприятия. Нужно ли нам полагаться на мнения сомнительных бабушек и дедушек или все-таки необходимо посетить Храм Божий, чтобы все наши сомнения разъяснить со священником, опираясь на Писание, для того чтобы не блуждать, а, напротив, идти твердой дорогой к Богу и к Его Церкви.
Мы должны стремиться к чистой вере, к тому, о чем говорит Евангелие и учит Церковь. И только тогда, с помощью Божией, нам удастся обойти все ловушки и сети, расставленные лукавым для погибели нашей.
Ксения Жуковская
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».