Свердловск
23.04.2021  11:29
9

Современные родители считают, что ребенку репетиторы нужны с раннего возраста. Особенно при подготовке в школу, потому что в первом классе счет в пределах десяти и чтение по слогам будет совсем не лишним. Да и азы иностранного языка лучше освоить заранее. Но, к сожалению, не у всех родителей есть время на то, чтобы заниматься дома самостоятельно. В таком случае сдают детей в школу раннего развития, либо нанимают репетитора, а иногда и не одного


Раньше детям хватало полученных знаний в школе, к услугам репетиторов прибегали в крайне редких случаях. Тех, у кого «хромала» успеваемость, учитель оставлял на дополнительные занятия, которые проходили совершенно бесплатно. Кроме этого, в школах проводились факультативы по всем предметам.

Дети старшего возраста, будущие студенты, которые готовятся к поступлению в вуз, часто прибегают к услугам репетиторов. Так, чтобы найти хорошего преподавателя, родители отталкиваются от своих представлений об идеальном учителе. Одним кажется, что лучше выбирать молодых — потому, что они быстрее найдут общий язык с ребенком, другие предпочитают преподавателей в возрасте — чтобы во время занятий репетитор точно не отвлекался на какие-либо обсуждения.

Для детей я друг

Анастасия

— В школе мне всегда нравился английский язык, но часов, которые давались по программе, мне не хватало. При этом я не могу сказать, что я имела плохой балл по предмету. Но все же я проявила желание заниматься с репетитором, — говорит Анастасия. — Выбирали его по стажу преподавания не только в школе, но и в репетиторской практике. Так я отзанималась 2 раза в неделю по полтора часа. Цена одного занятия составляла 600 рублей.

Сейчас я студентка 4 курса педагогического университета, и параллельно занимаюсь со школьниками 3-4 классов по русскому и математике. Несмотря на мой молодой возраст и отсутствие педагогического опыта в школе, у меня достаточное количество учеников. Родители без проблем отдают детей ко мне на занятия. Правда, работаем мы не группами, а один на один. Так дети схватывают материал очень хорошо, но при этом боятся задавать дополнительные вопросы. Родители в основном хотят, чтобы с их чадами подтянули школьную программу, разобрали домашнее задание, и на пару тем зашли вперед. Все это я учитываю и стараюсь проводить занятия в игровой форме. Могу сказать с уверенностью, что так дети схватывают тему лучше. Например, если ребенок говорит, что ему нравится синий цвет, на следующее занятие я готовлю карточки синего цвета. Что касается количества занятий — все индивидуально и зависит от уровня знаний. С одними я занимаюсь 1 раз в неделю, а с другими — 3.

Я не преподношу себя детям как учитель. Для них я скорее как помощник и друг, и это очень помогает им расслабиться, они сразу же идут на контакт, не стесняются, рассказывают о своих увлечениях и о том, что им нравится, что, кстати, тоже очень мне помогает.

По поводу занятий со школьным учителем у меня довольно критичная позиция. Конечно, это полезно, и оценка, скорее всего, улучшится. Особенно, если занятия платные (учитель просто не имеет права взять деньги за свою работу и не повысить в этом случае балл).

Нуждаются ли в репетиторстве те, кто учится хорошо?

— Нуждаются. Например, формально ребенок в школе получает четверки и пятерки, но в какой-то момент, обычно перед выпускными экзаменами в 9 или в 11 классе, выясняется, что оценки завышенные, и реальных знаний на этот балл недостаточно. В таком случае, что наверстать упущенное, нужно нанимать репетитора.

Анастасия, Вы работаете репетитором относительно недавно, но уже есть опыт. Как Вы считаете, могут ли родители самостоятельно правильно подготовить ребенка по какому-либо предмету?

— Очень часто, когда родитель садится с ребенком объяснять материал, не зная методики и последовательности школьной программы, начинает рассказывать, как, например, решаются те или иные задачи, это «медвежья» услуга. Родитель не знает, что тот метод, которым в этом классе положено эти задачи решать, нужен как основа для усвоения последующего материала, и если прыгать сразу через несколько ступеней, у ребенка образуются пробелы в знаниях. В итоге это может не только не улучшить, но даже ухудшить его текущую успеваемость, а главное — создать проблемы, которые вскроются гораздо позже, уже на этапе подготовки к экзаменам.

Школы было мало

Даша

— Когда в выпускных классах я определилась с профессией, решив поступать в медицинский университет, то поняла, что базовых знаний, которые дают в школе, мне недостаточно, — говорит Даша. — Возник вопрос о репетиторах. Естественно, это касалось тех предметов, которые необходимы при поступлении в вуз: химия, биология, русский язык. Понятно, что занятие с репетиторами — это не только дополнительные знания, но и дефицит свободного времени. Поэтому о том, чтобы пойти погулять, ты не думаешь.

В общей сложности это 12 часов в неделю плюс школьная программа. Расписание занятий распланировано так, что выходной только в воскресенье, и тот посвящается сборам в школу. В таком режиме я проучилась два года.

Но это того стоило. На вступительных экзаменах я чувствовала себя уверенно, набрала максимальный проходной балл. Многие из одногруппников занимались на подготовительных курсах. И тут я не могу сказать, что база знаний у них была выше. По крайне мере, при поступлении я этого не заметила.

Обошлась без репетиторов

Юля

— Я никогда не занималась с репетитором, но при этом легко поступила в медицинский колледж, проучилась там 2 года, стала студенткой медуниверситета, — говорит Юля. — Не могу сказать, что в школе я была круглая отличница, но предметы, по которым нужно было сдавать экзамены, я «зубрила», и не один месяц «пыхтела» над заданиями. Поэтому и поступила. Сейчас учиться трудно, но не потому, что я не понимаю предметы, а из-за объема работы.

Знания нелишние

— Когда сын пошел в первый класс, из-за работы вплотную заниматься уроками было некогда, — говорит Лилия. — Тогда я решила, что нам нужен репетитор по всем предметам, тем более с иностранным было совсем туго. Ведь в школе я учила немецкий. В частном порядке после занятий сын занимался со своим классным руководителем. Такой расклад устраивал и меня, и преподавателя. Сейчас ребенок заканчивает 6 класс, уроки делает самостоятельно, я лишь проверяю готовность домашнего задания. База знаний, которую заложила первая учительница, дает свои плоды. А вот на английский продолжаем ездить два раза в неделю. Хоть эти поездки и отнимают личное время — мое и сына, я считаю, что эти знания лишними не будут.

— Когда сын перешел в 10 класс, мы серьезно подумали о выборе будущей профессии, — рассказывает Александр. — Из ряда предложенных он выбрал медицинский университет. Поэтому решили основное внимание уделять химии и биологии. На тот момент, нужен был еще экзамен по языку, но с грамотностью проблем не возникало. Даже не стали заморачиваться. Так, на протяжении двух лет мы активно готовились к поступлению. По несколько часов в день, кроме основной школьной программы, он подтягивал и углубленно учил нужные науки. Да, не спорю, свободного времени практически не оставалось, но результат был налицо — одно из нескольких бюджетных мест было за нами. Сегодня мой сын — врач, и за то, что мы его приучили над собой работать, и жертвовать свободным временем ради учебы, благодарен.

Как показывает практика, на дистанционном обучении многие дети нуждаются в услугах репетиторов. Учителя, которые этим зарабатывают на хлеб, преподают не только на дому, но и в рабочем кабинете, — например, в студии иностранных языков, где проходят как индивидуальные, так и групповые занятия.

Ольга Рудакова

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».