От истоков
Во времена Великой Отечественной войны Донбасс был стратегически важным регионом, поэтому фашисты мечтали захватить шахты и заставить людей добывать уголь для Германии. После освобождения Краснодона началось восстановление шахт, буквально за пять послевоенных лет все производство началось вновь, и в 1950 году на Донбассе работали девять крупных, 10 средних и 22 мелких шахты. Уже в 1945 году в них добыли 1,9 миллиона тонн угля.
Краснодонщина – Родина Героя Социалистического труда Николая Мамая, который стал инициатором движения за внедрение комплексной механизации в угольной промышленности и перевыполнение планов за счет внедрения новой техники. В 1960-х годах открыто пять крупных шахт, некоторые из них работают до сих пор.
Были непростой период 90-х и постепенное возрождение предприятий в 2000-е годы. Шахтеры снова давали стране угля, а их работа высоко ценилась и оплачивалась.

Блокада и ее последствия
В 2014 году, когда Донбасс выбрал свой самостоятельный путь развития, наши угольщики не бросили производство и сумели сохранить предприятия.
– Несмотря на все события, люди работали. Деньги приходили на карточку. Но поскольку банкоматы в Краснодоне не наполняли деньгами, приходилось снимать их в ближайшем городе в Ростовской области, – поделился Евгений, один из шахтеров.
В феврале 2017 года из-за блокады железнодорожного сообщения с ЛНР украинскими националистами, угольные предприятия нашего региона были вынуждены остановить производство. С 1 апреля 2017 года шахты перешли под внешнее управление компании «Внешторгсервис». Начались первые задержки с выплатой зарплаты.
– В шахтах открывали новые лавы, росла добыча угля. Но, к сожалению, не было должного технического обеспечения этих лав из-за отсутствия финансирования, – добавил Евгений.
Тогда испытания для угольной промышленности нашей республики только начались.
– При правильной эксплуатации срок службы шахты составляет не менее 50 лет. Такие предприятия, как у нас, должны прослужить около 100 лет, но все зависит от того, насколько грамотно собственник использует ресурс предприятия, – поделился шахтер Владимир.
Дальше всех ждали реорганизации предприятий и обещания, много обещаний. Документальные переходы предприятий с ЗАО «Внешторгсервис» на РТК «Востокуголь» в 2019 году опять повлияли на своевременную выплату зарплаты.
– Задержки зарплат стали постоянным явлением, иногда мы могли сидеть по полгода без зарплаты, но все же деньги выплачивали, – рассказал Евгений.
Шахты – не только прибыль от продажи добытых полезных ископаемых, но и постоянные инвестиции в предприятия. К 2021 году на предприятии «Востокуголь» было запущено 10 новых лав по всей республике. В этот же период была введена в эксплуатацию лава № 23 «Северная» на шахте им. Н.П. Баракова, и до конца года планировалось ввести еще четыре лавы. Но с началом СВО планам предприятия так и не суждено было сбыться.
Очередная смена инвестора не стала большим шоком для шахтеров. С приходом «Донских углей» появились новые обещания и надежда на светлое будущее. Первоначальной задачей было стабилизировать добычу угля, привлечь новые кадры и вернуть престиж этой тяжелой профессии.
– Да, говорили все красиво. Как только пришли, выплатили все задолженности и какое-то время исправно платили зарплату, но инвестора хватило ненадолго… В апреле мы стали слышать, что денег на оплату труда нет, так как уголь упал в цене. Шахтеры снова начали покидать угольные предприятия Краснодона, – рассказал Владимир Михайлович.

Что говорит министерство?
«959.РФ» направили, пожалуй, самые важные для шахтеров вопросы о выплате задолженности по зарплате, работе и перспективах угольных предприятий Краснодона в Министерство топлива, энергетики и угольной промышленности ЛНР. На наши вопросы ответил Министр топлива, энергетики и угольной промышленности ЛНР Константин Роговенко.
– Каково число сотрудников угольных предприятий, переданных инвесторам?
– По состоянию на август 2025 года на угледобывающих предприятиях трудится 11 395 чел., из них в компании «Торговый Дом» Донские угли» – 8 171 человек; в «Топливно-энергетической компании «Родина» – 1208 человек; в компании «Востокуголь» – 264 человека; на предприятии «ГУРШ» – 1752 человека.
– План развития угольной отрасли нашего региона составлен, почему его не обнародуют?
– Этот документ относится к категории стратегически важных, и в условиях действующего военного положения не подлежит размещению в открытом доступе.
Минтопэнерго ЛНР уделяет особое внимание информированию населения и ведет целенаправленную информационную кампанию, направленную на освещение позитивных изменений и ключевых событий в угольной отрасли. Регулярно публикуются материалы о результатах работы, достижениях предприятий и реализуемых инициативах.
– Экспортируется ли уголь из ЛНР на внешние рынки? Поставляется ли она в другие регионы России?
– Основными потребителями внутри региона являются теплоэлектростанции – Старобешевская, Луганская, Зуевская.
Уголь поставляется на коксохимические заводы – Алчевский, Ясиновский, Макеевский, Енакиевский и Горловский.
Компания-инвестор «Донские угли» сотрудничает со Стахановским ферросплавным заводом, поставляет угольную продукцию на сахарные заводы Краснодарского края и в Республику Крым.
Предприятия ЛНР также экспортируют добытый уголь в Турцию, Индонезию, Египет, Алжир и Узбекистан.
– Какой объем угля добыли с начала года?
– По состоянию на 21 августа 2025 года предприятиями с начала года добыто 1057,728 тысячи тонн угля, в том числе предприятием «Торговый дом» Донские угли» – 789,834 тысячи тонн (марка А – 558,466 тысячи тонн, марка КЖ – 231,368 тысячи тонн); компанией «ТЭК «Родина» добыто угля марки Г 267,894 тыс. тонн.
– Сколько лав было запущено на угольных предприятиях Свердловского и Краснодонского округов за 2024 и 2025 год? Сколько еще планируется запустить в этом году и на каких шахтах?
– В 2024 году на угольных предприятиях были введены в эксплуатацию две новые лавы. В текущем году планируется запуск еще одной лавы на шахте «Должанская-Капитальная» в Свердловском муниципальном округе.
Эти мероприятия направлены на поддержание стабильного уровня добычи и обеспечение бесперебойной работы.
– Почему шахтерам снова задерживают зарплату?
– Кризисные явления в угольной промышленности в настоящее время затрагивают не только ЛНР и ДНР, но и другие угольные регионы Российской Федерации. Это отражается на финансовой устойчивости предприятий и, как следствие, на сроках выплаты заработной платы.
Президентом Российской Федерации поставлена задача по разработке отдельной программы поддержки угольщиков Донбасса. По поручению Председателя Правительства Российской Федерации создана подкомиссия по оказанию финансовых мер государственной поддержки отдельным организациям отраслей экономики, в том числе угольным предприятиям.
В Правительстве ЛНР приняли постановление о выделении ссуды предприятиям «ТЭК «Родина» и «Торговый Дом» Донские угли» на погашение задолженности по заработной плате.
Принятое постановление предусматривает выделение более одного миллиарда рублей на выплату заработной платы с учетом обязательных удержаний с мая по первую половину августа 2025 года включительно для «ТЭК «Родина» и с июня по первую половину августа 2025 года включительно для «ТД» Донские угли».
Выплаты сотрудникам этих организаций поступят уже на этой неделе после оформления документации руководителями.
– Какую сумму сейчас составляет задолженность по заработной плате?
– По информации, представленной ООО «Торговый дом» Донские угли», по состоянию на 15 августа 2025 года задолженность по заработной плате перед работниками составляет 896,724 миллиона рублей.
К сожалению, задолженность по зарплатам есть, но понемногу шахтеры получают заработанные деньги. Сейчас работники получают часть зарплаты за июнь. Жители нашего города верят, что это только временные трудности, и все же нам удастся вернуть почет и славу шахтерскому труду.
Екатерина Козлова
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».